Гость проекта «Жить в Белгороде» сегодня Игорь Ткачёв, актёр и режиссёр БГАДТ им М.С. Щепкина. Мы говорим о случайностях, которые не случайны, творчестве, семье и самопиаре.
СПРАВКА «НБ»
Игорь Ткачев родился в 1978 году. В1999 году окончил театральный факультет Воронежской государственной академии искусств. С 1999 года-актёр БГАДТ им. М.С. Щепкина. Выпускник заочного режиссёрского факультета Российской академии театрального искусства (РАТИ), курс народного артиста СССР Владимира Андреева. Режиссёр-постановщик театра.
— Расскажите, откуда Вы родом, о родителях.
— Я из Белгорода, родился и вырос на Крейде. Мама работала на цемзаводе в отделе кадров. Папу видел два раза в жизни, не знаю, как и чем он живет. Это если коротко.
— Когда поняли, что Вам дано быть актером?
— Да не было таких мыслей. Календариков с артистами не собирал, в кинотеатры, чтобы посмотреть какой-то фильм по нескольку раз, не ходил. Но как-то еще со времён школы в классе сложилось мнение, что Ткачёв будет артистом. Почему? Не знаю. Может, более импульсивный был, взрывной, хулиганистый. Учителя увидели эту особенность и направили ее в свое время в нужное русло: предлагали вести мероприятия, участвовать в сценках. Тут еще нужно поклониться моей маме. Она любила наш драмтеатр и водила меня абсолютно на все спектакли. Она же за руку привела в театральную студию. Услышала по радио объявление и привела к замечательному педагогу — Владимиру Ивановичу Подмогильному. Так что в театре я почти 25 лет.
— Вы закончили театральный факультет Воронежской государственной академии искусств. Почему Воронеж, были ли попытки поступать еще куда—то?
— Я не планировал поступать в Воронеж. Просто в детской студии у меня появился замечательный друг, правнук того самого Охлопкова, знаменитого режиссера. И это он решил поступать в академию, а меня позвал с собой за компанию, одному было страшно ехать. Мы приехали, я стал у расписания и жду. Мимо проходила, как потом оказалось, мой будущий педагог — Ирина Борисовна Сисикина и говорит: «Ой, откуда же к нам такого юношу замело?». Я: «Из Белгорода». «Поступать?» — «Нет, я не собираюсь». Но она предложила почитать. Я почитал, и меня сразу направили на третий тур. В общем, мы оба поступили. Знаете, складывается ощущение, что меня кто-то ведет по жизни, порой вопреки желаниям, подталкивает в нужное русло.
— А почему после института вернулись в Белгород? Наверняка были предложения в разные театры?
— Это случайность. Были предложения от театра Маяковского, от Марка Розовского, в Самару. Но по личным обстоятельствам я был вынужден вернуться сюда. И не показывался сначала в театре. Только потом в коридоре встретился с Виктором Ивановичем Слободчуком, так оказался в труппе.
— Но ведь успех пришел не сразу? Первый спектакль «Про Кондрата—солдата» раскритиковали.
— Для меня это был экстремальный спектакль. В силу обстоятельств было всего четыре дня, чтобы отрепетировать роль. Причем это моя первая профессиональная работа на большой сцене. Я удивляюсь, как вообще всё состоялось. И хорошо, что состоялось. Я уже потом понял, что театр — это всегда экстрим, всегда напряжение. Потому что как только ты расслабишься, что-то важное может уйти, что-то упустишь. А упускать нельзя.
— Пробовали себя в других форматах, например, сняться в сериалах?
— Была одна проба. Сериал «Следаки». Одна из серий, где я играю алкоголика. Но меня этот формат не цепляет.
— На сцене драмтеатре Вы сыграли около 25 ролей, поставили несколько спектаклей. Что из всего этого списка самое дорогое, что обязательно должно было быть в Вашей жизни?
— Это сложный вопрос. Роль как ребенок, сначала ты его внутри вынашиваешь, потом он появляется на свет — ты его оберегаешь, потом он крепчает, взрослеет, но любовь к нему остается. Со временем появляется новая роль… Опять же вопрос в том, с кем ты создаешь эти роли. У белгородского театра богатейшая палитра режиссерская. Одни фамилии — Борис Морозов, Валерий Белякович, царство ему небесное, Владимир Андреев — это такие монстры режиссуры. Одно счастье просто присутствовать на их репетициях.
— Несколько слов об Эвелине Ткачёвой. Яркой, красивой, талантливой. Что соединило вас?
— Понимаете, я никогда не считал себя красавцем и когда ее впервые увидел, это было в малом репзале, вдруг осознал, что в зал зашла абсолютная красота. На высоких каблуках, с длиннющими ногами, распущенными черными волосами. Я смотрел и думал: Боже мой, я никогда в жизни не смогу быть рядом с такой женщиной, куда там… Но потом…
— Смелость города берет?
— Понимаете, мы одной крови. И вдруг мы это почувствовали. Она начинает предложение — я его заканчиваю. Я знаю, о чем она думает, она понимает, что у меня внутри. Мы можем вести диалог молча, глазами.
— Но две такие сильные личности…
— Мы притирались очень долго, искрили. Когда вдруг начинали оба говорить, громко, жестикулируя, нас спрашивали: «Зачем вы ругаетесь? Не ругайтесь». А мы и не ругались, мы так общались. Мы так живем. Она же еще критик мой. А кто любит критику? И критик такой, что просто бывает раздавливает дома. Вступаешь в полемику, а потом вытираешь пот и думаешь: а ведь она права, тут надо было дыхание добрать, там посмотреть… Надеюсь, что в свое время и я ей помог какими-то ролями. Удивительный союз, за который я благодарен Богу.
— У вас двое детей: старший сын Эвелины и ваша дочь Даша. Расскажите о детях.
— Мы познакомились с Сашей, когда ему было 7 лет. Он только начинал в школу ходить, тут появился я. Ему как раз не хватало мужского авторитета. Знаете, он, когда вырос, пошел и поменял фамилию, ничего нам не говоря. Просто пришел, показал паспорт и сказал, что решил стать Ткачёвым. У нас очень доверительные отношения. В него тоже проникла эта театральная бацилла. Вот уже четвертый сезон он служит в театре на Малой Бронной. А дочь ходит в театральную студию.
— Вы однажды сказали, что в Вашей жизни огромную роль сыграл Виктор Иванович Слободчук. Кто он для вас в первую очередь — наставник, ориентир?
— Может быть, это прозвучит пафосно, но это главный мужской авторитет в жизни. Он отец театра. Говорим белгородский театр — имеем в виду Виктора Ивановича. Говорим: Виктор Иванович — имеем в виду театр. В кабинет заходишь и говоришь: Виктор Иванович, к вам — как к отцу родному.
Он всех нас создал, дал возможность творческого роста, кому чуть больше, кому чуть меньше. Всё, что мы, артисты, имеем — благодаря ему. И всё, что имеет город в плане роста культуры — тоже благодаря ему.
— Вы два года были главным режиссером театра, сейчас — не главный режиссер. Жалеете о том, что все сложилось так, как сложилось?
— Нет, всё что происходит, происходит к лучшему. Это его решение. В свое время он видел меня режиссером, сейчас он снова в поиске. Внутри меня это еще больше взбудоражило. Я вдруг тоже почувствовал, что несколько успокоился. И вот мы с артистом нашего театра Алексеем Колчевым организовали актерскую мастерскую, называется она «Альтер-Эго», где обучаем детей. 13 января у нас намечена первая премьера. Спектакли малых форм создаем, так что приходите.
— Знаете, какой интересный факт. Я искала в Интернете информацию о Вас и стала смотреть, есть ли у Вас личные страницы в соцсетях. Оказалось, есть. Но к моему огромному удивлению, там практически нет Ваших записей. Никаких селфи. Никакого самолюбования. Что это значит?
— Мне кажется, это не нужно. Публичности хватает на работе. Я зарегистрировался только для того, чтобы было удобно общаться со своими друзьями, которых знаю по нескольку десятков лет, и мы переписываемся. А всё остальное — это баловство. И селфи — это баловство. Всё, что творчески не заряжает, не подпитывает — пустая трата времени.
Дом для меня — это место, куда я редко приглашаю людей. Это моё личное пространство. Знаете, я как рак-отшельник, забрался, закрылся, набрался сил — и вперёд. Не люблю публичные встречи, банкеты. Я просто занимаюсь своей профессией, причём тут самопиар?
— Несколько вопросов, которые характеризуют Вас как личность. Долго ли Вы принимаете решения, спонтанны они или выверены?
— Для меня это одна из проблем, от которой я хотел бы избавиться. Я принимаю решения моментально, и они всегда категоричны.
— Вы программируете свое будущее или живете сегодняшним днём?
— Спонтанно живу. Где я буду через двадцать лет? Не знаю, где буду через год. Надеюсь, что с близкими и дорогими людьми.
— Наш проект называется «Жить в Белгороде», что для Вас значит жить в Белгороде, здесь и сейчас?
— Это быть рядом с замечательными людьми, с которыми мне посчастливилось столкнуться в это время, в этом городе. А еще быть нужным этому городу. Мы все свидетели того, как Белгород из провинции превращается в центр притяжения людей культуры. И этому нужно соответствовать.
Беседовала Елена ТРИЩЕНКО
Телевизионную программу «Жить в Белгороде» смотрите на телеканале «Белгород 24» сегодня, 15 декабря, в 20:50. С повтором в субботу, 16 декабря — в 18:30 и в воскресенье, 17 декабря — в 9:40.