Духовная жемчужина Белгорода

Духовная жемчужина Белгорода

Духовная жемчужина Белгорода

К 280-летию основания Смоленского собора

> Гражданский проспект, расположенный в самом центре Белгорода, отличается большим сосредоточением памятников архитектуры, истории и культуры. Среди них особое внимание обращает на себя Смоленский собор (собор иконы Божией Матери Смоленская). Он является одним из красивейших храмов Белгородской епархии, украшающих город.

Явление чуда

История возникновения этого памят­ника федерального значения начинается еще на заре XVIII века, когда Белгород яв­лялся форпостом и духовно-администра­тивным центром Белгородской засечной черты. Осенью 1703 года часовой Белго­родского полка Мефодий Иванов, несший ночную вахту у восточных ворот крепости, стал свидетелем события, которое описа­но в «Повести о явлении чудотворной ико­ны Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии, явившейся в Белгороде…». Вот что гласит древнее сказание о време­ни и обстоятельствах прославления иконы Пресвятой Богородицы, доныне находя­щейся в Смоленском соборе: «С 14 на 15 октября 1703 года в полночь, среди глубо­кой тьмы, часовой жилого Белгородского полка Мефодий Иванов поражен был не­обыкновенным зрелищем: на городских воротах от образа Смоленской Божьей Матери блеснул свет, наподобие солнеч­ного, и от света сего зажглась сама со­бою явившаяся восковая свеча». Часовой трижды пытался потушить свечу, но она загоралась снова и снова. На месте про­славления иконы построили часовню для молебных пений. Через два года поток народа, идущего за исцелением к чудо­действенному образу, стал так велик, что решено было построить деревянную цер­ковь. К сожалению, она сгорела во время часто случавшихся в ту пору пожаров.

В 1727 году по благословению преос­вященного архиепископа Белгородского и Обоянского Петра (Смелича) началось строительство каменной двухэтажной церкви — строили её двадцать семь лет.

Тяжёлые испытания

В XIX веке внешний вид собора значи­тельно изменился. В пластической про­работке фасадов первоначально были использованы декоративные приемы русской архитектуры конца XVII века, за­тем классические приемы середины XIX века. В то время огромную помощь церк­ви оказывал купец М.К. Мачурин. На его средства верхний храм был отделан мра­мором. В 1839 году с северной стороны устроен придел в честь архистратига Ми­хаила, небесного покровителя мецената.

С началом XX века для Смоленского со­бора началась череда суровых испытаний. В 20-х годах его разграбили и закрыли, ис­пользуя храм как складское помещение. В 1936 году было утверждено решение Белгородского городского Совета о совер­шенном закрытии многих церквей. В этот список попал и Смоленский собор — в нем разместили краеведческий музей.

Во время Великой Отечественной вой­ны, при освобождении Белгорода, храм сильно пострадал: в 1943 году артил­лерийским огнем была уничтожена ко­локольня — там обосновались немецкие пулеметчики. Снаряды взорвались и в тра­пезной части храма, лишив ее перекрытия и разрушив стены. И хотя собор во время боев служил убежищем для многих белго-родцев, защищая их от бомб и снарядов, после войны его не отремонтировали. С течением времени храм совершенно об­ветшал. Заброшенный, он стоял в стороне от столбовой дороги — проспекта Ленина (ныне Гражданский проспект).

В 1958 году храм решили взорвать, но он выстоял. Попытка разрушить святы­ню повторилась в 1974 году. Однако его спасла на этот раз средняя школа № 3: после мощного взрыва храм пошатнулся, но выстоял, а вот школа пришла в аварий­ное состояние. Дальше взрывные работы проводить было нельзя. Храм огородили забором, за которым в силу запустения устроили свалку. Ещё не раз его собира­лись уничтожить, даже несмотря на то, что он был объявлен памятником архитек­туры.

Возрождение храма

В 1980-е годы начались работы по очищению территории храма от мусора, студенты и работники культуры наводили порядок. В конце 1980-х годов приступили к восстановлению храма. Первоначально его планировали реконструировать под органный зал, но собор своевременно был передан епархии. В 1992 году в него на­значили священника, протоиерея Иоанна Абрамука.

10 августа 1992 года на первом этаже церкви совершилась первая Божественная литургия. Возглавил ее тогда архиепископ, а позже митрополит Курский и Рыльский Ювеналий (Тарасов). Нижний храм был освящен в день памяти святителя Иоасафа Белгородского — 23 декабря 1993 года.

С начала 1994 года развернулись строительные работы по возобновлению верхнего храма во имя святых апостолов Петра и Павла. Наверх было страшно входить — груды мусора, битого кирпича, зияющие раны на стенах, крыши нет, из проломленных стен росли березы… Бел-городцы-старожилы помнят, как это вы­глядело. Так вот, из этих стен было выве­зено 763 КрАЗа мусора. Последние сорок машин мусора вывезли со двора храма в июне 1996 года, за месяц до освящения. Была освящена нижняя церковь, а через два года — верхняя, расписанная сцена­ми из Нового завета, ликами пророков и вновь причисленных святых. На колоколь­ню храма в апреле 1995 года подняты уни­кальные работы современных русских ма­стеров — колокола, обладающие чудесным ясным голосом. 11 июля 1996 года храм был освящен владыкой Иоанном. В 1997 году обновлены его купола и кресты.

Так, несмотря на многочисленные ис­пытания, собор возродился и продолжа­ет жить своей духовной жизнью. При нем действует воскресная школа для детей и взрослых, работают курсы псаломщиков. Говоря об особенностях его архитекту­ры, следует отметить, что Смоленский собор — памятник архитектуры, редкий для Белгородской области, построенный в стиле барокко и имеющий два этажа. Он отличается массивным и вертикаль­но вытянутым основным объемом двух этажей. Здание выполнено в удлиненной форме и расположено по направлению с юга на север. С западной стороны собо­ра находятся трапезная небольших раз­меров и колокольня, состоящая из четы­рех ярусов.

Такая объемная композиция собора -отличительная черта архитектурных со­оружений на территории Слободской Украины, построенных в конце XVII — на­чале XVIII века. По-прежнему Смоленский собор прекрасно вписывается в окружаю­щий его архитектурный ансамбль и, бес­спорно, является городской «жемчужи­ной», поражающей нас своим спокойным величием.

Маргарита ТЕРЁХИНА

ФОТО ИЗ АРХИВА БИБЛИОТЕКИ

Exit mobile version