«Без творчества себя не мыслю»

«Без творчества себя не мыслю»

Человек и его дело

О смысле искусства, музах и даре художника

Земля белгородская богата на людей всякого рода творчества: певцы и художники, музыканты и поэты прославляют родной город в своих произведениях. Сегодня мировое сообщество отмечает День художника, и наш материало талантливой волшебнице кистей и красок Наталье Плешковой.

В детстве Наталья о профессии живо­писца не мечтала, она выросла в семье инженеров, и неожиданный интерес ее к искусству удивляет до сих пор и саму женщину.

— Серьезный, не на уровне детского всплеска, интерес возник после того, как я однажды увидела в одном журнале статьи о художниках эпохи Возрождения, — вспо­минает Наталья. — Микеланджело, Рафа­эль, Леонардо да Винчи — их творческий и жизненный путь, их картины взбудоражи­ли мое воображение, пробудили какие-то неведомые силы. Я осознала, что наравне с обычным, будничным миром, есть и не­что другое — некая параллельная реаль­ность мира художественного.

Вот так в возрасте 13 лет юная На­талья пришла в студию при институте искусств и культуры. Потом было посту­пление в БГУ (сейчас — НИУ «БелГУ») на только что открывшуюся кафедру изобразительного искусства. Уже в уни­верситете Наталья начала принимать активное участие во всероссийских и международных выставках-пленэрах. Одним из тех, что оставил серьезный след в ее памяти и на долгое время определил ее творчество, был пленэр «Мещерские дали» в старинном городке Касимов.

— Это был первый город — историче­ский памятник, в котором я побывала, — рассказывает художница, — и где можно встретить постройки 16 века. Я оказа­лась на старинных улочках — никаких со­временных зданий, неописуемой красо­ты природа, тишина и спокойствие.

«Без творчества себя не мыслю»

Именно здесь, в этой поездке, Ната­лья открыла для себя волшебный мир архитектурного пейзажа. Именно с ци­клом работ в этом направлении живопи­си она приобрела известность в родном городе. Картины из цикла «Уголки старо­го Белгорода» стали апофеозом ее твор­чества того периода. Знакомые каждому белгородцу улочки и дома кажутся одно­временно чем-то далеким, чем-то неиз­вестным. Сквозь туманную поволоку, ощущение которой рождается благодаря приглушенным тонам и размытым обра­зам, едва можно уловить нечто родное, нечто близкое томящемуся сердцу.

Вдохновения мастер кисти не ищет. Оно само находит художницу, рождается из всего, что она встречает в жизни. Лю­бой предмет, явление или событие при­носит ей образ, который она изображает после на своем холсте.

— Искусство, будь то живопись или му­зыка, — говорит Наталья, — это попытка че­ловека с помощью доступных ему средств передать то, что он видит. Я вижу нечто, пропускаю это через себя — свои чувства, мысли, преломляю увиденное в соответ­ствии со своими ощущениями, и в моей голове появляется образ. Думаю, у людей других творческих направлений так же. По сути, искусство — это реальность, умно­женная на внутренний мир человека.

Художница пробовала себя во многих жанрах — портрета, пейзажа, натюрмор­та. Последнее время все больше картин

тематических, в которых смешивается несколько жанров. Для себя это направ­ление Наталья определяет как компози­цию, в которой с помощью художествен­ных средств и определенного сюжета можно передать свои мысли и эмоции.

— Я вижу полотно другого художника, слышу прекрасную музыку, наблюдаю, как танцуют балет, — описывает свое состояние Наталья Плешкова, — и изну­три приходит чувство неописуемого вос­хищения происходящим. Все чаще оно появляется при взгляде на вполне обыч­ные, ничем не примечательные предме­ты и явления — металлическую стружку из токарного станка, гусеницы танка, по­косившегося забора. Так рождаются мои тематические работы.

Кроме того, что Наталья — талантли­вый и востребованный специалист, она прекрасная мама. Второклассник Илья тоже увлекается изобразительным искус­ством, посещает художественную школу. Интерес к рисованию появился у мальчика в раннем детстве. Наталья признает­ся, что была удивлена, когда увидела, как трехлетний Илюша схематично изобра­зил бабушку-соседку: руки-ноги — палоч­ки, но щеки и платок позволили уловить сходство с конкретным человеком.

— Я часто слышала, что в творческих семьях занятие искусством — традиция, следовать которой детей заставляют порой без их на то желания, — поясняет Наталья Плешкова. — Поэтому для себя решила, что мой ребенок будет сам вы­бирать себе увлечения. И он выбрал рисование. Думаю, что жесткий тради­ционализм, который приписывают твор­ческим родителям — обман. Тяга к ис­кусству — это генетическая особенность, врожденный дар, который дети получают от увлеченных мам и пап.

Наталья уже больше трех лет препо­дает живопись, рисунок и цветоведение в Белгородском государственном инсти­туте искусств и культуры. Она говорит, что научить рисовать можно абсолютно любого человека.

— Каждый сможет освоить технику до определенного уровня, — объясняет ху­дожница, — но чтобы стать действитель­но гениальным мастером, не достаточно только врожденного дара и знаний. У че­ловека должно быть дикое желание раз­виваться, творить, и тогда, даже при от­сутствии дара, можно достигнуть очень высоких результатов.

Искусство художника требует посто­янного труда, самодисциплины и целе­устремленности. Но для Натальи твор­чество — жизнь, вне которой она себя не представляет и не хочет представлять. У нее еще много творческих планов, много выставок впереди, и на алтарь искусства она положит еще много сил и терпения. Но это отдается сторицей — ее картины вдох­новляют людей, оставляют след в душе, а значит, и она сама остается в их сердце.

Екатерина ТИШИНА

ФОТО АВТОРА И ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА НАТАЛЬИ ПЛЕШКОВОЙ