Человек и его дело
О смысле искусства, музах и даре художника
Земля белгородская богата на людей всякого рода творчества: певцы и художники, музыканты и поэты прославляют родной город в своих произведениях. Сегодня мировое сообщество отмечает День художника, и наш материал — о талантливой волшебнице кистей и красок Наталье Плешковой.
В детстве Наталья о профессии живописца не мечтала, она выросла в семье инженеров, и неожиданный интерес ее к искусству удивляет до сих пор и саму женщину.
— Серьезный, не на уровне детского всплеска, интерес возник после того, как я однажды увидела в одном журнале статьи о художниках эпохи Возрождения, — вспоминает Наталья. — Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи — их творческий и жизненный путь, их картины взбудоражили мое воображение, пробудили какие-то неведомые силы. Я осознала, что наравне с обычным, будничным миром, есть и нечто другое — некая параллельная реальность мира художественного.
Вот так в возрасте 13 лет юная Наталья пришла в студию при институте искусств и культуры. Потом было поступление в БГУ (сейчас — НИУ «БелГУ») на только что открывшуюся кафедру изобразительного искусства. Уже в университете Наталья начала принимать активное участие во всероссийских и международных выставках-пленэрах. Одним из тех, что оставил серьезный след в ее памяти и на долгое время определил ее творчество, был пленэр «Мещерские дали» в старинном городке Касимов.
— Это был первый город — исторический памятник, в котором я побывала, — рассказывает художница, — и где можно встретить постройки 16 века. Я оказалась на старинных улочках — никаких современных зданий, неописуемой красоты природа, тишина и спокойствие.
Именно здесь, в этой поездке, Наталья открыла для себя волшебный мир архитектурного пейзажа. Именно с циклом работ в этом направлении живописи она приобрела известность в родном городе. Картины из цикла «Уголки старого Белгорода» стали апофеозом ее творчества того периода. Знакомые каждому белгородцу улочки и дома кажутся одновременно чем-то далеким, чем-то неизвестным. Сквозь туманную поволоку, ощущение которой рождается благодаря приглушенным тонам и размытым образам, едва можно уловить нечто родное, нечто близкое томящемуся сердцу.
Вдохновения мастер кисти не ищет. Оно само находит художницу, рождается из всего, что она встречает в жизни. Любой предмет, явление или событие приносит ей образ, который она изображает после на своем холсте.
— Искусство, будь то живопись или музыка, — говорит Наталья, — это попытка человека с помощью доступных ему средств передать то, что он видит. Я вижу нечто, пропускаю это через себя — свои чувства, мысли, преломляю увиденное в соответствии со своими ощущениями, и в моей голове появляется образ. Думаю, у людей других творческих направлений так же. По сути, искусство — это реальность, умноженная на внутренний мир человека.
Художница пробовала себя во многих жанрах — портрета, пейзажа, натюрморта. Последнее время все больше картин
тематических, в которых смешивается несколько жанров. Для себя это направление Наталья определяет как композицию, в которой с помощью художественных средств и определенного сюжета можно передать свои мысли и эмоции.
— Я вижу полотно другого художника, слышу прекрасную музыку, наблюдаю, как танцуют балет, — описывает свое состояние Наталья Плешкова, — и изнутри приходит чувство неописуемого восхищения происходящим. Все чаще оно появляется при взгляде на вполне обычные, ничем не примечательные предметы и явления — металлическую стружку из токарного станка, гусеницы танка, покосившегося забора. Так рождаются мои тематические работы.
Кроме того, что Наталья — талантливый и востребованный специалист, она прекрасная мама. Второклассник Илья тоже увлекается изобразительным искусством, посещает художественную школу. Интерес к рисованию появился у мальчика в раннем детстве. Наталья признается, что была удивлена, когда увидела, как трехлетний Илюша схематично изобразил бабушку-соседку: руки-ноги — палочки, но щеки и платок позволили уловить сходство с конкретным человеком.
— Я часто слышала, что в творческих семьях занятие искусством — традиция, следовать которой детей заставляют порой без их на то желания, — поясняет Наталья Плешкова. — Поэтому для себя решила, что мой ребенок будет сам выбирать себе увлечения. И он выбрал рисование. Думаю, что жесткий традиционализм, который приписывают творческим родителям — обман. Тяга к искусству — это генетическая особенность, врожденный дар, который дети получают от увлеченных мам и пап.
Наталья уже больше трех лет преподает живопись, рисунок и цветоведение в Белгородском государственном институте искусств и культуры. Она говорит, что научить рисовать можно абсолютно любого человека.
— Каждый сможет освоить технику до определенного уровня, — объясняет художница, — но чтобы стать действительно гениальным мастером, не достаточно только врожденного дара и знаний. У человека должно быть дикое желание развиваться, творить, и тогда, даже при отсутствии дара, можно достигнуть очень высоких результатов.
Искусство художника требует постоянного труда, самодисциплины и целеустремленности. Но для Натальи творчество — жизнь, вне которой она себя не представляет и не хочет представлять. У нее еще много творческих планов, много выставок впереди, и на алтарь искусства она положит еще много сил и терпения. Но это отдается сторицей — ее картины вдохновляют людей, оставляют след в душе, а значит, и она сама остается в их сердце.
Екатерина ТИШИНА
ФОТО АВТОРА И ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА НАТАЛЬИ ПЛЕШКОВОЙ