Бегущий по проводам

Бегущий по проводам

Бегущий по проводам

3 декабря исполняется 50 лет Белгородскому троллейбусу

> В 1954 году Белгород стал областным центром. Его облик начал стремительно меняться, возводились здания для размещения областных учреждений, жилые дома, больницы, школы, вступали в строй промышленные предприятия. Разрасталась территория города, появлялось всё больше новых улиц, быстро росло число жителей. Для обслуживания населения требовалось наладить эффективную работу транспорта. Помимо увеличения количества автобусов, власти Белгорода решили начать работу по созданию в городе электротранспортанаиболее удобного и экономичного для того времени.

Символ времени

16 июня 1960 года Белгородский город­ской Совет депутатов трудящихся (пред­шественник администрации города) принял решение о проектировании троллейбусных линий. Сделать это предлагалось в 2 очере­ди (одну в 1960 г., другую в 1961 г.). Первая ветка протяжённостью 4,5 км должна была пройти от Вокзальной площади по проспек­ту Ленина (ныне Гражданский проспект), улицам Попова и Фрунзе (современный про­спект Славы) до цементного завода. Вторую линию в 1,6 км предполагалось провести по проспекту Ленина, улицам Попова и Мичу­рина до асбошиферного завода. Третий -самый длинный маршрут (7,5 км) планиро­валось проложить по улицам Вокзальной, Литвинова (сейчас Белгородский проспект) и Богдана Хмельницкого до улицы Кутузова.

Троллейбусные линии второй очереди должны были охватить улицы Калинина, Меловую, Кирова (ныне улица Белгород­ского полка), Волчанскую, Михайловское шоссе, обеспечив сообщение с меловым заводом и мясокомбинатом. Под строи­тельство троллейбусного депо и мастер­ской на 50 машин отводился участок на улице Богдана Хмельницкого.

Прежде чем предпринимать какие-либо действия, городские власти должны были получить одобрение министра коммунально­го хозяйства РСФСР П. В. Сурина. Разработ­ку проекта предлагалось возложить на Воро­нежский институт «Гипрокоммундортранс». Генеральным подрядчиком по строительству назначался трест «Белгородпромстрой». Проектное задание намечалось составить к 15 декабря 1960 года. В августе-сентябре 1960 года Белгородский горсовет выделил ряд земельных участков под сооружение объектов будущей троллейбусной сети.

От замысла до воплощения

Прошло пять лет, пока удалось присту­пить к практической реализации проекта. Подготовительный период завершился. Московский институт градостроительства «Гипрогор» разработал для Белгорода транспортную схему. Внесли свой вклад в подготовку необходимой документации институты «Центрогипроруда» и «Белго-родгражданпроект». 10 ноября 1965 года

Белгородский горсовет разрешил строи­тельство троллейбусных линий.

Наступил 1967 год, приближались знаменательные даты -50-летие Октябрьской революции и 50-летие Советской власти. Строители хотели порадовать горожан к юбилеям, поэтому работы велись усиленными темпами. Осенью 1967 года стройка вступила в завершающую стадию.

К этому времени были возведены корпу­са троллейбусного депо, административно-бытового здания, складские помещения, га­раж, тяговая подстанция и контактная сеть -сооружения, обеспечивающие электро­снабжение троллейбусов. Основная часть электрооборудования устанавливалась ра­ботниками Белгородского управления трес­та «Юговостокэлектромонтаж». Большую помощь белгородцам в новом для них де­ле оказала бригада ремонтно-наладочной организации городского электротранспор­та из Москвы под руководством А.С. Фе­дорова. Помимо них в подготовке пуска новой транспортной трассы в различной степени принимали участие коллективы первого и четвёртого стройуправлений треста «Белгородпромстрой», рабочие кот-лостроительного (в те годы так именовался «Энергомаш») и электромеханического за­водов, сотрудники управления «Белгород-энерго», студенты педагогического инсти­тута имени М.С. Ольминского (ныне НИУ «БелГУ»), учащиеся индустриального и строительных техникумов. Даже школьни­ки внесли свою лепту в общее дело. За два года пионерские дружины одиннадцатой, семнадцатой, двадцать первой школ Бел­города собрали около 200 тонн металла, пошедшего на изготовление троллейбусов.

В двадцатых числах октября 1967 года в Белгород доставили 15 троллейбусов ЗИУ-5г, выпущенных на заводе имени Урицко­го в городе Энгельс Саратовской области. Новые машины поступили в распоряжение новообразованного Белгородского трол­лейбусного управления. Его начальник Ге­оргий Александрович Михайлов уверил горожан: «В первых числах ноября начнётся обкатка машин и опробование контактной сети». С нетерпением ждали в областном центре начала открытия регулярного трол­лейбусного движения.

Долгожданный день

И вот, наконец, 3 декабря 1967 года на­стал исторический день. На пересечении улицы Красина (ныне улица Николая Чуми-чова) и проспекта Ленина собрался много­людный митинг, в котором приняли участие представители различных организаций и образовательных учреждений Белгорода, а также строители и наладчики. Поперек ули­цы Красина была натянута красная лента, за которой ожидали пуска троллейбусы. На трех из них красовались надписи: «Изготовлены из металлолома, собранного учащимися в честь 50-летия Советской власти». Первым взял слово заместитель председателя гор­совета Г. М. Андреев, поблагодаривший всех участников строительства новой транспорт­ной магистрали областного центра. Главный инженер управления треста «Юговостокэлек­тромонтаж» Ф.С. Галэта отметил важность появления нового вида городского транспор­та и заявил: «Мы будем и дальше развивать троллейбусную сеть. И горячо надеемся, что встретим в этом деле, как и до сих пор, горя­чую поддержку предприятий и организаций города». В заключение начальник троллей­бусного управления Г.А. Михайлов пообещал белгородцам, что его ведомство обеспечит бесперебойную работу транспорта и надле­жащее обслуживание пассажиров.

В соответствии с традициями тех лет право открыть линию было предоставлено руководителю местной партийной организациипервому секретарю Белгородского городского комитета КПСС А.П. Ломовцеву. После того как была перерезана красная лента, зазвучал государственный гимн и первый троллейбус отправился в путь к автовокзалу.

В то время маршрут № 1 «Железнодо­рожный вокзал — автовокзал» проходил по проспекту Ленина, улицам Попова, Фрунзе, Литвинова и Б. Хмельницкого.

Новый вид транспорта быстро обрёл по­пулярность у горожан. За 8 месяцев с мо­мента пуска троллейбусы перевезли 4,5 миллиона пассажиров. Между тем, работы по расширению троллейбусной сети про­должались. 5 августа 1968 года — к 25-ле­тию освобождения Белгорода от гитлеров­ской оккупации — заработала вторая трол­лейбусная линия, соединившая железнодо­рожный вокзал и комбинат асбестоцементных изделий (на улице Мичурина). 6 нояб­ря 1968 года вступил в строй третий марш­рут — Вокзальная площадь — цементный завод (по улице Фрунзе). Общая протяжён­ность линий составила 22 километра.

В августе 1970 года в городе насчитыва­лось 5 троллейбусных маршрутов. К фев­ралю 1977 года новая линия связала юж­ную часть Белгорода с аэропортом, в ноя­бре того же года троллейбус начал курси­ровать от технологического института до завода металлоконструкций. В январе 1986 года появился 15-й маршрут, который связал областной центр с посёлком Май­ский Белгородского района. Его протяжён­ность составила 34,5 километра. Эта трол­лейбусная линия стала второй по длине в СССР, уступив лишь крымской Ялта-Алуш­та-Симферополь. Именно на этом маршру­те в ноябре 1990 года впервые в Белгороде был пущен двухсалонный троллейбус.

В 2017 году белгородской троллейбус­ной сети исполняется 50 лет. Многое из­менилось за полвека: оснащение и облик троллейбусов, нумерация и направление маршрутов. Сегодня в Белгороде действу­ют 5 маршрутов, на которых работает свы­ше 60 машин. Троллейбусный транспорт прочно вошёл в жизнь Белгорода, став его неотъемлемой частью. Он продолжает играть заметную роль в наше время, еже­дневно обслуживая тысячи жителей об­ластного центра.

Александр ПЧЕЛИНОВОБРАЗУМОВ, начальник отдела использования архивных документов государственного архива Белгородской области

НА ФОТО ИЗ ФОНДОВ АРХИВА: Белгородский троллейбус отправляется в путь, А.П. Ломовцев открывает линию.

 

Exit mobile version