3 декабря исполняется 50 лет Белгородскому троллейбусу
> В 1954 году Белгород стал областным центром. Его облик начал стремительно меняться, возводились здания для размещения областных учреждений, жилые дома, больницы, школы, вступали в строй промышленные предприятия. Разрасталась территория города, появлялось всё больше новых улиц, быстро росло число жителей. Для обслуживания населения требовалось наладить эффективную работу транспорта. Помимо увеличения количества автобусов, власти Белгорода решили начать работу по созданию в городе электротранспорта — наиболее удобного и экономичного для того времени.
Символ времени
16 июня 1960 года Белгородский городской Совет депутатов трудящихся (предшественник администрации города) принял решение о проектировании троллейбусных линий. Сделать это предлагалось в 2 очереди (одну в 1960 г., другую в 1961 г.). Первая ветка протяжённостью 4,5 км должна была пройти от Вокзальной площади по проспекту Ленина (ныне Гражданский проспект), улицам Попова и Фрунзе (современный проспект Славы) до цементного завода. Вторую линию в 1,6 км предполагалось провести по проспекту Ленина, улицам Попова и Мичурина до асбошиферного завода. Третий -самый длинный маршрут (7,5 км) планировалось проложить по улицам Вокзальной, Литвинова (сейчас Белгородский проспект) и Богдана Хмельницкого до улицы Кутузова.
Троллейбусные линии второй очереди должны были охватить улицы Калинина, Меловую, Кирова (ныне улица Белгородского полка), Волчанскую, Михайловское шоссе, обеспечив сообщение с меловым заводом и мясокомбинатом. Под строительство троллейбусного депо и мастерской на 50 машин отводился участок на улице Богдана Хмельницкого.
Прежде чем предпринимать какие-либо действия, городские власти должны были получить одобрение министра коммунального хозяйства РСФСР П. В. Сурина. Разработку проекта предлагалось возложить на Воронежский институт «Гипрокоммундортранс». Генеральным подрядчиком по строительству назначался трест «Белгородпромстрой». Проектное задание намечалось составить к 15 декабря 1960 года. В августе-сентябре 1960 года Белгородский горсовет выделил ряд земельных участков под сооружение объектов будущей троллейбусной сети.
От замысла до воплощения
Прошло пять лет, пока удалось приступить к практической реализации проекта. Подготовительный период завершился. Московский институт градостроительства «Гипрогор» разработал для Белгорода транспортную схему. Внесли свой вклад в подготовку необходимой документации институты «Центрогипроруда» и «Белго-родгражданпроект». 10 ноября 1965 года
Белгородский горсовет разрешил строительство троллейбусных линий.
Наступил 1967 год, приближались знаменательные даты -50-летие Октябрьской революции и 50-летие Советской власти. Строители хотели порадовать горожан к юбилеям, поэтому работы велись усиленными темпами. Осенью 1967 года стройка вступила в завершающую стадию.
К этому времени были возведены корпуса троллейбусного депо, административно-бытового здания, складские помещения, гараж, тяговая подстанция и контактная сеть -сооружения, обеспечивающие электроснабжение троллейбусов. Основная часть электрооборудования устанавливалась работниками Белгородского управления треста «Юговостокэлектромонтаж». Большую помощь белгородцам в новом для них деле оказала бригада ремонтно-наладочной организации городского электротранспорта из Москвы под руководством А.С. Федорова. Помимо них в подготовке пуска новой транспортной трассы в различной степени принимали участие коллективы первого и четвёртого стройуправлений треста «Белгородпромстрой», рабочие кот-лостроительного (в те годы так именовался «Энергомаш») и электромеханического заводов, сотрудники управления «Белгород-энерго», студенты педагогического института имени М.С. Ольминского (ныне НИУ «БелГУ»), учащиеся индустриального и строительных техникумов. Даже школьники внесли свою лепту в общее дело. За два года пионерские дружины одиннадцатой, семнадцатой, двадцать первой школ Белгорода собрали около 200 тонн металла, пошедшего на изготовление троллейбусов.
В двадцатых числах октября 1967 года в Белгород доставили 15 троллейбусов ЗИУ-5г, выпущенных на заводе имени Урицкого в городе Энгельс Саратовской области. Новые машины поступили в распоряжение новообразованного Белгородского троллейбусного управления. Его начальник Георгий Александрович Михайлов уверил горожан: «В первых числах ноября начнётся обкатка машин и опробование контактной сети». С нетерпением ждали в областном центре начала открытия регулярного троллейбусного движения.
Долгожданный день
И вот, наконец, 3 декабря 1967 года настал исторический день. На пересечении улицы Красина (ныне улица Николая Чуми-чова) и проспекта Ленина собрался многолюдный митинг, в котором приняли участие представители различных организаций и образовательных учреждений Белгорода, а также строители и наладчики. Поперек улицы Красина была натянута красная лента, за которой ожидали пуска троллейбусы. На трех из них красовались надписи: «Изготовлены из металлолома, собранного учащимися в честь 50-летия Советской власти». Первым взял слово заместитель председателя горсовета Г. М. Андреев, поблагодаривший всех участников строительства новой транспортной магистрали областного центра. Главный инженер управления треста «Юговостокэлектромонтаж» Ф.С. Галэта отметил важность появления нового вида городского транспорта и заявил: «Мы будем и дальше развивать троллейбусную сеть. И горячо надеемся, что встретим в этом деле, как и до сих пор, горячую поддержку предприятий и организаций города». В заключение начальник троллейбусного управления Г.А. Михайлов пообещал белгородцам, что его ведомство обеспечит бесперебойную работу транспорта и надлежащее обслуживание пассажиров.
В соответствии с традициями тех лет право открыть линию было предоставлено руководителю местной партийной организации —первому секретарю Белгородского городского комитета КПСС А.П. Ломовцеву. После того как была перерезана красная лента, зазвучал государственный гимн и первый троллейбус отправился в путь к автовокзалу.
В то время маршрут № 1 «Железнодорожный вокзал — автовокзал» проходил по проспекту Ленина, улицам Попова, Фрунзе, Литвинова и Б. Хмельницкого.
Новый вид транспорта быстро обрёл популярность у горожан. За 8 месяцев с момента пуска троллейбусы перевезли 4,5 миллиона пассажиров. Между тем, работы по расширению троллейбусной сети продолжались. 5 августа 1968 года — к 25-летию освобождения Белгорода от гитлеровской оккупации — заработала вторая троллейбусная линия, соединившая железнодорожный вокзал и комбинат асбестоцементных изделий (на улице Мичурина). 6 ноября 1968 года вступил в строй третий маршрут — Вокзальная площадь — цементный завод (по улице Фрунзе). Общая протяжённость линий составила 22 километра.
В августе 1970 года в городе насчитывалось 5 троллейбусных маршрутов. К февралю 1977 года новая линия связала южную часть Белгорода с аэропортом, в ноябре того же года троллейбус начал курсировать от технологического института до завода металлоконструкций. В январе 1986 года появился 15-й маршрут, который связал областной центр с посёлком Майский Белгородского района. Его протяжённость составила 34,5 километра. Эта троллейбусная линия стала второй по длине в СССР, уступив лишь крымской Ялта-Алушта-Симферополь. Именно на этом маршруте в ноябре 1990 года впервые в Белгороде был пущен двухсалонный троллейбус.
В 2017 году белгородской троллейбусной сети исполняется 50 лет. Многое изменилось за полвека: оснащение и облик троллейбусов, нумерация и направление маршрутов. Сегодня в Белгороде действуют 5 маршрутов, на которых работает свыше 60 машин. Троллейбусный транспорт прочно вошёл в жизнь Белгорода, став его неотъемлемой частью. Он продолжает играть заметную роль в наше время, ежедневно обслуживая тысячи жителей областного центра.
Александр ПЧЕЛИНОВ—ОБРАЗУМОВ, начальник отдела использования архивных документов государственного архива Белгородской области
НА ФОТО ИЗ ФОНДОВ АРХИВА: Белгородский троллейбус отправляется в путь, А.П. Ломовцев открывает линию.