Жить достойной жизнью

Равные возможности

Детиинвалиды должны быть полноценными членами общества

> Детская инвалидность, как и показатели младенческой смертности, заболеваемости и физического развития, является базовым индикатором состояния здоровья детей. Она отображает уровень экономического и социального благополучия общества.

Структура первичной детской инвалид­ности в Белгородской области в течение последних двух лет остается неизменной. Первое место занимают психические рас­стройства (26.4%), на втором месте — бо­лезни нервной системы (19%), на 3-м -врожденные аномалии и пороки развития (18,7%), на 4-м месте находится патология эндокринной системы (9,8%), что соответ­ствует среднему показателю по России.

Преобладание психических расстройств и расстройств поведения является нега­тивным фактом. К сожалению, при этой патологии самый низкий реабилитацион­ный потенциал. Например, в 2016 году из всех признанных реабилитированны­ми, всего 3,2% были дети с отклонением в психическом развитии. Однако у таких детей возможна существенная частичная реабилитация, которая поможет им соци­ализироваться в обществе. И чем раньше начинается психолого-педагогическая, ло­гопедическая и дефектологическая кор­рекция, тем больше шансов у них обу­чаться в общеобразовательной школе на доступном им уровне.

Анализ возрастной структуры первич­ной инвалидности у детей с психически­ми расстройствами внушает оптимизм. Большинство детей, впервые признан­ных инвалидами вследствие психиче­ских расстройств и расстройств пове­дения, имеет возраст от 4 до 7 лет. Это позволяет на максимально раннем этапе организовать коррекционную работу и подготовить их к обучению в общеобразовательном учреждении.

Как известно, в апреле 2012 года Рос­сия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В ст. 24 Конвенции за­креплен принцип недискриминации детей-инвалидов в области получения образова­ния по признаку инвалидности, приоритет инклюзивного образования, равный до­ступ к качественному, бесплатному на­чальному и среднему образованию детей-инвалидов наравне с другими детьми в местах своего проживания, обеспечение разумных приспособлений, необходимой поддержки для облегчения их эффектив­ного обучения с учетом индивидуальных потребностей в условиях, максимально способствующих освоению знаний и соци­альному развитию.

По действующему законодательству специальные условия для получения об­разования детьми с особыми образова­тельными потребностями определяются только психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). Они входят в структуру органов образования разных уровней — территориальные, городские, региональные. Ст. 44 действующего за­кона об образовании предполагает пра­во выбора родителями ребенка той или иной образовательной организации с уче­том рекомендаций ПМПК.

Согласно новому законодательству по медико-социальной экспертизе, решение об установлении категории «ребенок-ин­валид» и разработке реабилитационных мероприятий детям с ограничением спо­собности к обучению, бюро МСЭ выносит на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Таким образом, скоординированные усилия всех служб и ведомств направ­лены на выполнение важнейшей для общества задачи, описанной в ст. 23 Кон­венции ООН о правах ребенка: «Непол­ноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полно­ценную достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».

Виктория ВЯЛАЯ,

руководитель бюро 6 ФКУ «ГБ МСЭ по Белгородской области»

Exit mobile version