Равные возможности
Дети—инвалиды должны быть полноценными членами общества
> Детская инвалидность, как и показатели младенческой смертности, заболеваемости и физического развития, является базовым индикатором состояния здоровья детей. Она отображает уровень экономического и социального благополучия общества.
Структура первичной детской инвалидности в Белгородской области в течение последних двух лет остается неизменной. Первое место занимают психические расстройства (26.4%), на втором месте — болезни нервной системы (19%), на 3-м -врожденные аномалии и пороки развития (18,7%), на 4-м месте находится патология эндокринной системы (9,8%), что соответствует среднему показателю по России.
Преобладание психических расстройств и расстройств поведения является негативным фактом. К сожалению, при этой патологии самый низкий реабилитационный потенциал. Например, в 2016 году из всех признанных реабилитированными, всего 3,2% были дети с отклонением в психическом развитии. Однако у таких детей возможна существенная частичная реабилитация, которая поможет им социализироваться в обществе. И чем раньше начинается психолого-педагогическая, логопедическая и дефектологическая коррекция, тем больше шансов у них обучаться в общеобразовательной школе на доступном им уровне.
Анализ возрастной структуры первичной инвалидности у детей с психическими расстройствами внушает оптимизм. Большинство детей, впервые признанных инвалидами вследствие психических расстройств и расстройств поведения, имеет возраст от 4 до 7 лет. Это позволяет на максимально раннем этапе организовать коррекционную работу и подготовить их к обучению в общеобразовательном учреждении.
Как известно, в апреле 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В ст. 24 Конвенции закреплен принцип недискриминации детей-инвалидов в области получения образования по признаку инвалидности, приоритет инклюзивного образования, равный доступ к качественному, бесплатному начальному и среднему образованию детей-инвалидов наравне с другими детьми в местах своего проживания, обеспечение разумных приспособлений, необходимой поддержки для облегчения их эффективного обучения с учетом индивидуальных потребностей в условиях, максимально способствующих освоению знаний и социальному развитию.
По действующему законодательству специальные условия для получения образования детьми с особыми образовательными потребностями определяются только психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). Они входят в структуру органов образования разных уровней — территориальные, городские, региональные. Ст. 44 действующего закона об образовании предполагает право выбора родителями ребенка той или иной образовательной организации с учетом рекомендаций ПМПК.
Согласно новому законодательству по медико-социальной экспертизе, решение об установлении категории «ребенок-инвалид» и разработке реабилитационных мероприятий детям с ограничением способности к обучению, бюро МСЭ выносит на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Таким образом, скоординированные усилия всех служб и ведомств направлены на выполнение важнейшей для общества задачи, описанной в ст. 23 Конвенции ООН о правах ребенка: «Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».
Виктория ВЯЛАЯ,
руководитель бюро №6 ФКУ «ГБ МСЭ по Белгородской области»