Как работают ресурсные группы для детей-аутистов
> В сентябре прошлого года в регионе открылось несколько детсадовских групп для детей с расстройствами аутистического спектра.
Одна из таких работает на базе детского сада №36. В группе шесть мальчишек возрастом от четырех до шести лет.
— На сегодняшний день группа укомплектована полностью, — говорит заведующая д/с №36 Ирина Печеных.
— Набор новых детей в группу возможен после того, как дети нашей группы выпустятся в школу. Основная цель обучения заключается в том, чтобы ребята смогли адаптироваться к социуму: научились самообслуживанию, общению со сверстниками и взрослыми, подготовились к школьной жизни.
В группе работают психолог, логопед, дефектолог, два воспитателя. Также у каждого ребенка есть индивидуальный помощник — тьютор, который служит своеобразным проводником между малышом и окружающим миром. Он помогает ребенку стать более самостоятельным, учит его взаимодействовать со взрослыми и детьми.
— Самая главная задача, — говорит тьютор д/с №36 Нелли Мельникова, — сделать так, чтобы наставник был в конечном итоге не нужен, чтобы ребенок смог обходиться без его поддержки. Мы работаем над формированием различных навыков. Например, учим держать расческу, есть ложкой, вырабатываем поведение «слушателя», учим навыкам имитации.
Как только навык сформирован и доведен до автоматизма, тьютор с ребенком приступает к формированию нового навыка, необходимого в обычной жизни.
Работу с детьми курирует специалист из Санкт-Петербурга, которого помог найти Фонд содействия решению проблем аутизма «Выход в Белгороде». Куратор помогает составить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, проводит консультации и онлайн- уроки для сотрудников детского сада и родителей.
Готовясь к открытию группы, все педагоги прошли специальное обучение: курсы повышения квалификации в Волгоградской гуманитарной академии профессионального образования по проблеме обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. Старший воспитатель и руководитель ДОУ приняли участие в обучающих семинарах Федерального ресурсного центра Московского государственного психолого-педагогического университета. Основам прикладного анализа поведения, методам формирования альтернативной коммуникации педагогов детского сада обучили специалисты московского Центра социальной поддержки «Инклюзивная молекула».
Успех работы специалистов детского сада во многом зависит от сотрудничества с семьей.
— Родитель как никто другой должен быть заинтересован в том, чтобы его ребенок научился общаться с окружающими людьми и миром, — говорит учитель-логопед Елена Коржова.
— Я вижу, как меняется мой ребенок, — говорит мама Петра Волкова Юлия, — он с большим удовольствием идет в детский сад, научился разговаривать, подружился с воспитателями и другими детьми.
Для оборудования группы администрация детского сада приобрела и обустроила сенсорную комнату, сухой бассейн, стол для рисования песком, различные тактильные панели и многое другое.
— Инклюзивное образование подразумевает постоянный контакт со сверстниками, — рассказывает старший воспитатель Надежда Суровцева, — но этим малышам сложно привыкать к смене обстановки, им комфортнее находиться в привычном месте, поэтому дети из других групп приходят к ним для совместных игр и занятий. Воспитанники ресурсной группы участвуют в общих праздниках и развлечениях, вместе гуляют на игровых площадках.
Педагоги детского сада — настоящая команда единомышленников. Их работа трудна, но интересна. Педагоги радуются маленьким достижениям своих воспитанников, видят перспективы развития каждого ребенка, стремятся подобрать индивидуальные методы и приемы обучения для достижения поставленных целей.
Как только курирующие специалисты поймут, что ребенок готов — он отправится в школу. Кто-то будет обучаться на дому, другие пойдут в ресурсные классы, а те, кто добьется больших успехов, смогут учиться в обычном классе.
Екатерина ТИШИНА
Фото автора
Аутизм — это расстройство, возникшее из-за нарушения развития головного мозга, которое проявляется в недостатке социального взаимодействия и общения. Люди с таким диагнозом часто имеют ограниченное число интересов и склонны совершать повторяющиеся действия.