Спрашивали? Отвечаем!
Ненадлежащее оказание услуг, бракованный товар, сроки гарантии и компенсация морального вреда — в отдел защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации Белгорода часто обращаются горожане со своими проблемами.
На вопросы читателей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации г. Белгорода Наталья МЕДВЕДЕВА.
ВОПРОС.
Должен ли у продавца быть сертификат на обувь?
ОКСАНА
ОТВЕТ. Обувь для детей подлежит сертификации, а обувь для взрослых подлежит декларированию соответствия. Согласно пункту 11 «Правил продажи отдельных видов товаров» (утв. постановлением правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55) «продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией соответствия, копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат, товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона».
ВОПРОС.
При покупке продуктов кассир магазина отказалась принимать денежную сумму 63 рубля монетами в 10 копеек. И это уже не в первый раз. А вот сдачу мелочью могут выдать «горстью». Правомерны ли такие действия кассира?
Людмила СЕРГЕЕВНА
ОТВЕТ. Согласно статье 30 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)» от 10.07.2002г №89-ФЗ «банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации». Никаких ограничений по принятию мелких монет нет. В этой ситуации необходимо пригласить руководителя (администратора) магазина или сделать запись в книгу отзывов и предложений.
ВОПРОС.
Часто сталкиваемся с ситуациями, когда требуют ксерокопию паспорта, например, при возврате денег за товар в магазине. Правомерно ли это?
ОЛЕГ
ОТВЕТ. При возврате товара и получении денежных средств, представители магазина должны знать — кому возвращают деньги и иметь подтверждение (ФИО и подпись потребителя), поэтому и просят предъявить паспорт, как документ, удостоверяющий вашу личность. Ксерокопию паспорта вы предоставлять не обязаны.
ВОПРОС.
По информации с сайта заказанный товар уже доставлен и находится на складе офиса. Но и офис, и склад, где товар можно получить, закрыты. Телефоны офиса отключены, никакой информации о работе нет. Что делать?
МАРИНА
ОТВЕТ. Если вы не можете связаться с представителем компании на месте, необходимо направить письменную претензию на ее адрес (указан в документах, подтверждающих оплату), а также по электронной почте. Если ответа не последует, работа офисов не возобновится, то это похоже на мошенничество и следует обращаться в правоохранительные органы.
ВОПРОС.
Вместе со своей знакомой купила женские осенние сапоги на рынке. Через неделю обнаружила брак в обуви. Вместе с ней, как свидетельницей покупки, пришли к продавцу торговой точки с претензией на возврат денежных средств. Но продавец отказалась принять претензию, сославшись на то, что «хозяйка запретила возвращать деньги и что—то принимать». В администрации рынка нам предоставили адрес арендатора, по которому отправили претензию заказным письмом с уведомлением. Претензию он получил, но ответа нет.
ЕЛЕНА
ОТВЕТ. Согласно статье 18 закона РФ «О защите прав потребителей», продавец обязан принять некачественный товар и в случае необходимости провести проверку качества товара, на которой вправе присутствовать потребитель. Деньги за товар с недостатком должны быть возвращены потребителю в течение 10 дней (статья 22 закона РФ «О защите прав потребителей»). Обязать продавца вернуть деньги за товар с недостатком вправе только суд.
СПРАВКА «НБ»
В отделе защиты прав потребителей управления потребительского рынка департамента экономического развития администрации Белгорода граждане могут получить консультации по вопросам защиты своих прав.
Прием ведется ежедневно — с 9.00 до 13.00 часов (г. Белгород, ул. Н. Островского, 7, каб. 1),
тел.: «горячая линия» 32-42-39,
«телефон доверия» — 132-44-21,
«единая общественная приемная» — 32-31-84.
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА