О жизни и подвиге святителя

О жизни и подвиге святителя

О жизни и подвиге святителя

Православие

Показ, приуроченный к 350-летию Белгородской епархии

> В Белгородском художественном музее представили житийную икону «Святой Иоасаф Белгородский».

Произведение включает 18 клейм-миниатюр, рас­сказывающих о главных моментах жизни святи­теля — это икона, в центре которой изображён свя­той, а по периметру в отдельных композициях рас­полагаются сюжеты из его жития. Существует не­сколько иконографических изображений святителя Иоасафа, но житийная икона написана впервые. Её автор — Сергей Ратников, профессиональный ико­нописец из Владимира. В своей работе он опирался на труд «Житие Святителя Иоасафа», составленный епископом Белгородским Никодимом в 1914 году. «Интересна эта икона тем, что помимо стандартных восьми-десяти клейм, которые обычно изображают, автор этой иконы запечатлел 18 клейм. Здесь про­слеживаются жизнь и подвиги святителя», — рас­сказывает Александр Фокин, иерей храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

С ранних лет будущий святитель Белгородский отличался религиозностью. Иоаким, так его нарек­ли при крещении, уже в 16 лет был твёрдо настроен стать монахом. Спустя два года в нём окончательно созрела мысль принятия иночества.

Вскоре он оставил мирскую жизнь и отправился в Киево-Межигорский Спасо-Преображенский мо­настырь. В возрасте 22 лет он прошел обряд по­стрига и был наречен Иоасафом. До того, как стать святителем земли Белгородской, в его жизни было немало значимых моментов. Служение в Санкт-Пе­тербурге, возведение в сан архимандрита по указа­нию императрицы Елизаветы Петровны, назначение наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Епископом Белгородским и Обоянским он пробыл шесть лет, вплоть до своей кончины в 1754 году. Эту и другую информацию можно прочитать в со­проводительных текстах, которыми дополнена экспо­зиция. «Она показывает глубокую связь литера­турного источника с изображением. Когда живопи­сец приступает к житийной иконе, он, естественно, составляет иконографическую программу, основан­ную на литературном тексте. Он черпает идеи, сю­жеты. И чем она ценна особенно — она показывает пути развития современной русской иконы, кото­рая основывается на глубоких знаниях традиций, и в то же время сочетает в себе авторский подход», -объясняет заведующая отделом научно-экспози­ционной работы Белгородского художественного музея Галина Половина.

Увидеть житийную икону святителя Иоасафа белгородцы могут в художественном музее до 31 января будущего года.

Алла ГОЛДИНОВА

ФОТО ДМИТРИЯ ЯРЕМЫ