Герой—истребитель из нашего города
Кинофильм «В бой идут одни старики» известен и любим многими, но мало кто знает, что среди летчиков знаменитой «поющей эскадрильи» был и наш земляк Николай Анцырев. В этом году ему исполнилось бы 95 лет. В мае 1943 года кавалер ордена Красной Звезды Анцырев одержал последнюю победу. В том бою его самолёт был подбит, а он раненый сумел выпрыгнуть с парашютом и отстреливался до последнего патрона. О судьбе героя рассказывают документы из архива музея—диорамы «Курская битва. Белгородское направление».
Достойный советский школьник
Николай Александрович Анцырев родился 4 июля 1922 г. в Белгороде, в районе Савино, в семье Александра Николаевича и Клавдии Петровны Анцыревых, и был единственным ребенком в семье. Отец занимал должность начальника местного телеграфа, мать была домохозяйкой. Их семья слыла в районе образованной и интеллигентной.
Учился мальчик в средней школе № 2 им. Бубнова, изучал немецкий язык. В семье сохранился его табель успеваемости за 1934-1935 учебный год и несколько словарей немецкого языка, сделанных из обычных школьных тетрадей.
Юноша с ранних лет любил музыку и рисование. Он играл на скрипке и гитаре, постоянно рисовал в тетрадях и на любом клочке бумаги. В архиве музея -похвальная грамота Николая, которую вручили ему как участнику городского смотра художественной самодеятельности за активную работу по развитию народного творчества (1930-е гг.) и благодарственная грамота — «Выдана Белгородским Городским Советом Тов. Анциревой К.П. за отличное воспитание своего ребенка достойного советского школьника» (1930-е гг.).
Первым делом — самолеты
Но, помимо любви к искусству, у юноши было и другое увлечение — авиация. И когда в 1940 году его призвали в армию, направили в Чугуевское военное авиационное училище, которое на основании приказа НКО СССР с 1 марта 1941 г. было переименовано в 9-ю Чугуевскую военную школу пилотов. Хорошая физическая подготовка и знания основ авиации способствовали этому. Николай окончил обучение в мае 1941 года в числе самых лучших курсантов и был назначен на должность инструктора.
Страна готовилась к надвигающимся военным действиям. На инструкторов ложится тяжелая работа — ежедневно каждый из них выполняет по 10-12 полётов.
С началом Великой Отечественной войны лётчики рвались сражаться с врагом. 238 человек личного состава школы за 1941 год ушло на фронт. Несмотря на увеличивающийся поток рапортов, командование приняло решение не отпускать лётчиков-инструкторов в действующую армию, так как остро стояла задача подготовки воздушных бойцов.
Фронт приближался к Харькову. 16 сентября 1941 года школа получила приказ перебазироваться в Южно-Казахстанскую область. Боевые самолёты И-16 перелетели в Борисоглебск, учебные УТ-2 — в Актюбинск. В Борисоглебске И-16 разобрали и железнодорожными составами доставили до станции Калач. УТ-2 перегоняли сложным маршрутом: Харьков — Балашов — Красный Кут-Уральск -Актюбинск. Из Актюбинска группа начальника школы комбрига И.Е. Богослова на семи самолётах вылетела в Чимкент. Оставшиеся машины были разобраны и отправлены железнодорожными эшелонами. Были эвакуированы семьи офицеров, рабочие и служащие школы.
Семь эскадрилий школы разместились на аэродромах в радиусе 150 километров вокруг Чимкента. Уже через месяц после эвакуации начались занятия. Полёты длились с рассвета до наступления темноты. За годы войны через Чугуевскую школу прошли тысячи молодых людей. Были курсанты и у Н.А. Анцырева.
В строю «поющей ккадрильи»
Инструкторы постоянно писали рапорты о переводе на фронт, стремясь сражаться с врагом. Рапорт Н.А. Анцырева был подписан только через полтора года после начала войны. В ноябре 1942-го он становится пилотом 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка 207 истребительной авиационной дивизии 17 Воздушной Армии (5 ГИАП 207 ИАД 17 ВА).
Этот авиаполк — один из самых знаменитых. Именно в нем воевали «поющие эскадрильи» с нотами на борту. Интересно, что два истребителя ЛА-5 были подарены полку джаз-оркестром Л.О. Утёсова, и на борту каждого имелись соответствующие надписи.
С самого появления на экранах художественного фильма «В бой идут одни старики» было известно, что у «поющих» был реальный прототип, 5-й Гвардейский (Берлинский) истребительный авиаполк. А прототипом Маэстро в фильме были сразу два командира 1-й и 2-й эскадрилий 5 ГИАП — В.И. Попков и И.П. Лавейкин. Многое, показанное в фильме, основано на реальных событиях, в которых участвовал и Николай Анцырев, в том числе и воздушные дуэли с гитлеровскими асами, и переписка в духе «письма турецкому султану». Но кинолента Быкова — все-таки фильм художественный, а герои были собирательными образами летчиков.
До последнего патрона
Первый боевой вылет Николай Александрович Анцырев совершил на Юго-Западном фронте в период Сталинградской битвы. 16 января 1943 года группа истребителей осуществила налёт на аэродром у поселка Гартмашевка, уничтожив около десяти самолетов на стоянке и при попытке взлёта.
Вскоре авиаполк перевели на аэродром Половинкино, и все дальнейшие победы Анцырева будут связаны с этим местом. Уже через три месяца с начала фронтовой службы младший лейтенант получает орден Красной Звезды. Вот что отмечено в его наградном листе: «…В одном из боевых вылетов он увидел самолет противника типа МЕ-110, шедший с разведки на большой высоте. МЕ-110 также заметил грозившую опасность и пытался уйти с резким снижением. Решительными атаками с предельной близкой дистанции, преследуя его далеко за линией фронта, Анцырев сбил самолет противника. Такими же блестящими боями сбил два других фашистских самолета. Большую заботу проявляет при содержании материальной части в боевой готовности. Максимально использует время для подготовки себя и своего экипажа к боевому заданию…».
К этому моменту у летчика было 12 боевых вылетов, он участвовал в шести воздушных боях и сбил три самолёта.
Николай был очень перспективным и отважным истребителем, и ещё через месяц двукратно увеличил счёт воздушных побед.
Поздней весной в районе Краматорска (Украина) советские истребители постоянно находились в воздухе — либо в сопровождении, либо, прикрывая своё небо от ответных атак. В одном из таких полетов 6 мая 1943 года истребители бесстрашно вступили в бой с врагом. Внезапно самолет Анцырева поразила очередь зенитной артиллерии, машина загорелась. На парашюте и под прикрытием своего ведомого летчик приземлился вблизи вражеского аэродрома Краматорска.
Уже в наши дни из воспоминаний местных жителей стало известно о последних минутах его жизни. Очевидцы боя работали в поле, рядом с местом приземления. Раненый лётчик не мог передвигаться, так и лежал на месте. С обратной стороны села появились немцы. Николай, не желая сдаваться, начал отстреливаться из пистолета. Подбежавшим сельчанам он успел сказать, что сам из Курской области. Оставалась последняя пуля…
Даже враги отдали дань памяти отважному лётчику и «расстреляли местного полицая, позарившегося на сапоги».
Память не умирает
Николай Александрович Анцырев был похоронен рядом с полем боя. После освобождения Краматорска 6 сентября останки Николая были перезахоронены в братскую могилу, но его имени на памятнике не было. Об этом факте узнали местные краеведы и поисковики. В увековечении имени особую роль сыграли родители и родственники Владимира Сми-щенко — главного врача краматорской «Скорой помощи», который расспрашивал местных жителей, уточнял детали. С 2014 года в Краматорске решался вопрос о перезахоронении летчика с воинскими почестями. А 6 мая 2016 года в Донецкой области открыли мемориальную доску воинам, погибшим в Славянском районе. Это пехотинцы, танкист. Среди имен павших было и имя летчика, белгородца Николая Александровича Анцырева. Важную роль в увековечении памяти нашего земляка сыграл участник поискового клуба «Краевед» из Краматорска Сергей Кукочка.
В 2014 году сохранившиеся после войны документы, фотографии и личные вещи Н.А. Анцырева членами семей его двоюродного брата Юрия Андреевича Вислоуха и двоюродной сестры Маргариты Евгеньевны Миронюк были переданы на хранение в Белгородский государственный историко-художественный музей-диораму «Курская битва. Белгородское направление».
Подготовила Анна ИВАНОВА
по материалам музея—диорамы «Курская битва. Белгородское направление»
ФОТО ИХ АРХИВА МУЗЕЯ