Каким был наш город в конце XVIII столетия
> Постоянная внешняя угроза со стороны Речи Посполитой, Крымского ханства (и стоявшей за ним Османской империи) заставляла Российское государство в XVI—XVIII столетиях укреплять свои южные рубежи. С 80-х гг. XVI века здесь развернулось строительство крепостей, призванных стать форпостами России в борьбе с агрессивными соседями. Среди других крепостей в 90-е гг. XVI столетия был основан Белгород (окончательный вопрос о дате его основания остаётся открытым и по сей день). Вплоть до конца XVIII века Белгород продолжал сохранять статус крепости.
Рыбное место
Интересные сведения о Белгороде содержатся в любопытном историческом источнике конца XVIII столетия -«Экономические примечания к планам генерального межевания». Согласно документу, Белгород был расположен на правом берегу Северского Донца и левой стороне реки Везелицы (так тогда именовалась Везёлка) при пяти больших дорогах. Водившаяся в водоёмах рыба (щуки, плотва, сомы, караси, окуни, пескари, налимы) активно потреблялась местными жителями в пищу, частично поставлялась на продажу. Подчёркивалось, что город изобилует водой, которая годится для употребления людям и скоту.
Белгород с поселёнными при нём слободами имел площадь 318 десятин (приблизительно 347 га). В городе насчитывалось 1263 двора, в которых проживало 7722 человека. Соотношение мужского и женского населения было примерно равным. Наиболее многочисленными категориями населения были: мещане — 2490 (примерно 32 %), купцы -1300 (16 %) и однодворцы (особая категория государственных крестьян) — 1072 (почти 14 %). Помимо них в городе жили: отставные солдаты — 662 (около 8,6 %), крестьяне различных категорий — 504 (6,5 %), малороссияне (украинцы) — 666 человек (8,6 %), цыгане — 250 (3,2 %), крещёные турки — 16 (0,2 %), разночинцы (иные этнические и сословные группы) — 762 (9,86 %).
О занятиях местного населения в «Экономических примечаниях» сообщалось, что купцы и мещане вели торг, причём не только в одном Белгороде. Женщины «упражнялись» в домашнем рукоделии: пряли лён, вязали чулки, плели кружева для собственных нужд и на продажу.
Вокруг кремля
Наиболее примечательным сооружением Белгорода того времени была городская крепость — кремль. Крепость была укреплена с четырёх сторон земляным валом высотой до 3 сажен (около 6,4 метра) и шириной до 5 сажен (10,6 метра). Вокруг вала со всех сторон были устроены земляные батареи (места для артиллерийских орудий) шириной до 7 сажен каждая (почти 15 метров). Вокруг крепостного вала был также обведён сухой ров. Крепость имела два выхода: с востока и с запада.
В городе имелась каменная соборная церковь во имя Живоначальной Троицы с двумя пределами — Благовещения Пресвятой Богородицы и Сошествия Святого Духа — обнесённая каменной же оградой. Рядом с церковью находился мужской монастырь. На его территории были расположены: каменная церковь Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев, архиерейский дом, здание консистории (учреждение при епархиальном архиерее с административными и судебными функциями) и, конечно же, кельи.
В предместье Белгорода находились ещё два монастыря: мужской и женский. Строения мужского монастыря (церковь Николая Чудотворца, кельи, ограда) были выполнены из камня. При монастыре состояли игумен и четыре монаха. Здания женского монастыря (церковь Рождества Пресвятой Богородицы) были построены из дерева. Кроме того, в Белгороде было 7 каменных приходских церквей и 3 деревянные.
В городе располагались здания уездного нижнего земского суда, нижней расправы (суд первой инстанции по уголовным и гражданским делам для государственных крестьян), казначейства, комендантской канцелярии. При данных учреждениях имелось 4 деревянных здания: 2 архива и 2 кладовых. В архивах хранилось «письменное производство» (т.е. делопроизводственные документы), а в кладовых «денежная казна» (поступавшие с населения налоги и сборы).
Образовательные учреждения были представлены в городе семинарией, где особы «духовного чину» изучали латинский язык, и батальонной школой, в которой обучались российской грамоте, арифметике и черчению.
Существовало 4 богадельни: 2 казённые и 2 приходские, в которых жили «разного звания, чинов сирые и бедные люди». Был в Белгороде также и деревянный острог, в котором содержались колодники.
Лавки и погребки
Имелись в городе 3 каменных трактира, 2 питейных дома и 3 погребка. В последних, согласно документу, был представлен весьма широкий ассортимент спиртных напитков: водка, французские и венгерские вина различных сортов (не исключая и шампанское), и даже английское пиво.
В Белгороде работало 79 деревянных лавок. Продаваемые товары были весьма разнообразны: английские и российские сукна, шёлковые и бумажные материи, золотые и серебряные вещи, фарфоровая, хрустальная, медная и оловянная посуда, кожи, «мелочные товары» и различные съестные припасы.
В городе действовал 31 завод при домах (небольшое кустарное производство), в том числе 8 мыловаренных, 10 кожевенных и 6 кирпичных. В Белгороде были представлены ремесленники различных специальностей: портные, сапожники, шляпники, ювелиры, медники, оловянишники, кузнецы, столяры и даже один часовщик. По понедельникам, средам и пятницам в Белгороде проходил торг. А три раза в году в городе устраивались ярмарки, продолжавшиеся 1-2 дня. На ярмарки, по словам автора документа, приезжали и торговцы из «неближних» городов.
Таким образом, Белгород к концу XVIII века представлял собой достаточно развитый город.
К началу 80-х гг. XVIII столетия границы России отодвинулись далеко на юг и запад, а с присоединением в 1783 году Крыма какая—либо реальная военная угроза для региона перестала существовать. В1785 году была ликвидирована и Белгородская крепость. Так Белгород официально стал обычным уездным центром.
Александр ПЧЕЛИНОВ—ОБРАЗУМОВ,
начальник отдела использования архивных документов Государственного архива Белгородской области