Екатерининские казармы

Екатерининские казармы

Где они находились на самом деле

> В 1982 году на Народном бульваре было построено здание, которое до сих пор называют «новый Дом быта». А ранее, с дореволюционных времен, на этом месте располагались воинские казармы, которые белгородские краеведы называют «Екатерининскими». Справедливо ли это?

Эпоха царствования Екатерины II отличается значи­тельными успехами во внешней политике, государст­венными преобразованиями в области просвещения, в архитектуре городов и военном деле. Но это традицион­ная историческая оценка, а вот в обывательской среде сложилось своеобразное отношение к императрице. С ее именем дилетантски связывают многие события в истории России. Нередко можно услышать, что тот или иной населенный пункт образовался благодаря ссылке сюда Екатериной II опального дворянина, стрельцов или других персонажей местной легенды. То же от­носится к различным городским строениям и домам, старина которых непременно привязывается к эпохе Екатерины II. Имя императрицы стало нарицательным и характеризует нечто очень древнее и старинное. Это обстоятельство, пожалуй, сыграло существенную роль и в определении места расположения Екатерининских казарм в Белгороде.

Казармы

В 1787 году состоялось путешествие Екатерины II в Крым через Курскую губернию, о котором рассказывается в труде Н.И. Златоверховникова «Памятники старины и нового времени и другие достопримечательности Курской губернии», изданном в 1902 году. Несмотря на неточность — императрица оставалась на ночлег в Белгороде не по пути в Крым, а на обратном пути, — этот источник сообщает важнейший факт. В издании указано конкретное место ночлега в Белгороде — «в доме на углу улиц Новоселовской и Магистратцкой». Видимо, с тех пор этот дом и стал именоваться в Белгороде Екатерининским.

В архивных документах можно встретить многочис­ленные упоминания о Екатерининском доме, Екатери­нинском дворе и расположении на его территории Ека­терининских казарм и конюшен. До конца 1970-х годов на перекрестке бывших улиц Новоселовской (Народный бульвар) и Магистратской (ул.Чумичева) сохранились казарменные строения со старинной кирпичной кладкой. Что же еще это могло быть, как не Екатерининские ка­зармы? Забегая вперед, скажем, что это утверждение было ошибочным, основанным только на предположе­нии, а не архивных документах.

Было у Екатерининских казарм и второе название — Мортирные. Как оно появилось, сообщает интересней­ший архивный документ, который подробно описан в книге А.Н. Крупенкова «Пройдемся по старому Белго­роду». Суть его заключается в следующем. В 1910 году руководство Киевского военного округа приняло решение дополнительно разместить в Белгороде две батареи 10-го мортирного дивизиона. Городские влас­ти решили разместить одну батарею в Екатеринин­ских казармах, а также нанять дополнительно поме­щения у частных лиц. Но командир дивизиона полков­ник П.Согатовский выразил претензии к состоянию Екатерининских конюшен, на что власти раздражен­но отвечали: «конюшни много лет использовались 31-й артиллерийской бригадой» и требования военных завышены. Спор с военным ведомством даже в мир­ное время мог привести к серьезной ответственности городских властей, и казармы пришлось исправлять.

Более того, необходимо было построить еще и допол­нительную конюшню на Екатерининском дворе на 50 лошадей, а для этого согласовать с наследниками куп­ца Мачурина, усадьба которых примыкала с восточной стороны Екатерининского двора, каменную надстрой­ку стены. Запомним эту мелкую деталь, к которой вер­немся позже.

Мачурины

Вернемся к факту соседства Екатерининского двора с усадьбой наследников Мачуриных. Для этого стоит перенестись в XIX век, когда три усадебных места по улице Сергиевской (Преображенской) принадлежали И.М. Мачурину. Располагались они на месте современ­ного учебного центра УВД (Преображенская, 58, 60). В 1874 году эти усадьбы со всеми их строениями были выставлены на торги судебным приставом в удовлетворении претензии городского общественного банка Н.Чумичева. Как случилось, что недвижимость И.М. Мачурина была выставлена на торги, неизвестно,

Ну а где же располагался Екатерининский дом? Архивные документы сообщают, что дом, именуемый Екатерининским, принадлежал городскому обществу с 1827 года, когда был подарен купцами Слатиным и Сорокиным, и имел адрес: 2-я часть города, 1-й квартал, №1. Учитывая, что нумерация домов в Белгороде имела систему, отличную от современной и шла по периметру в каждом квартале, дом №1 располагался на углу улиц Новоселовской и Магистратской, но на юго-восточной стороне, на месте современного здания облсовпрофа! Более того, Екатерининские казармы хорошо просматриваются на одной видовой дореволюционной открытке, но вскоре усадьбы перешли к купцу Жданову, поручику Шантырю и Владимиру Мачурину. Последняя усадьба В.Мачурина и примыкала к Екатерининскому двору. Любопытно, что на ее территории были тоже казармы, которые в начале XX века сдавались внаем для постоя войск.

Надо сказать, что купеческий род Мачуриных имел несколько домов в городе. Как правило, это были два смежных участка, которые к концу XIX века принадлежа­ли Илье Васильевичу и Михаилу Васильевичу Мачури- ным. Это соседство объясняется тем, что оба они были наследниками солидного состояния, которое им оста­вил их дед, в свое время городской голова Михаил Кон­стантинович Мачурин. Два таких участка находились на месте «нового Дома быта», где у Мачуриных располага­лись складочное место, одноэтажный деревянный дом, каменные палатки, конюшни и амбары. В документе за 1911 год сообщается о вновь выстроенных здесь ка­зармах, но и до этого события в угловой усадьбе Ма­чуриных находился военный объект — ветеринарный лазарет. Приведенные факты дают все основания на­зывать казармы, располагавшиеся на месте «нового Дома быта», Мачуринскими.

Определение действительного места расположения Екатерининских казарм — всего лишь небольшое уточ­нение, а история Кондыревских, Струковских, Мачуринских и Екатерининских казарм, существовавших в Белгороде в XIX-XX веках, еще ждет своего исследо­вания.

Александр ЛИМАРОВ

ФОТО ИЗ АРХИВА АВТОРА

Exit mobile version