Где они находились на самом деле
> В 1982 году на Народном бульваре было построено здание, которое до сих пор называют «новый Дом быта». А ранее, с дореволюционных времен, на этом месте располагались воинские казармы, которые белгородские краеведы называют «Екатерининскими». Справедливо ли это?
Эпоха царствования Екатерины II отличается значительными успехами во внешней политике, государственными преобразованиями в области просвещения, в архитектуре городов и военном деле. Но это традиционная историческая оценка, а вот в обывательской среде сложилось своеобразное отношение к императрице. С ее именем дилетантски связывают многие события в истории России. Нередко можно услышать, что тот или иной населенный пункт образовался благодаря ссылке сюда Екатериной II опального дворянина, стрельцов или других персонажей местной легенды. То же относится к различным городским строениям и домам, старина которых непременно привязывается к эпохе Екатерины II. Имя императрицы стало нарицательным и характеризует нечто очень древнее и старинное. Это обстоятельство, пожалуй, сыграло существенную роль и в определении места расположения Екатерининских казарм в Белгороде.
Казармы
В 1787 году состоялось путешествие Екатерины II в Крым через Курскую губернию, о котором рассказывается в труде Н.И. Златоверховникова «Памятники старины и нового времени и другие достопримечательности Курской губернии», изданном в 1902 году. Несмотря на неточность — императрица оставалась на ночлег в Белгороде не по пути в Крым, а на обратном пути, — этот источник сообщает важнейший факт. В издании указано конкретное место ночлега в Белгороде — «в доме на углу улиц Новоселовской и Магистратцкой». Видимо, с тех пор этот дом и стал именоваться в Белгороде Екатерининским.
В архивных документах можно встретить многочисленные упоминания о Екатерининском доме, Екатерининском дворе и расположении на его территории Екатерининских казарм и конюшен. До конца 1970-х годов на перекрестке бывших улиц Новоселовской (Народный бульвар) и Магистратской (ул.Чумичева) сохранились казарменные строения со старинной кирпичной кладкой. Что же еще это могло быть, как не Екатерининские казармы? Забегая вперед, скажем, что это утверждение было ошибочным, основанным только на предположении, а не архивных документах.
Было у Екатерининских казарм и второе название — Мортирные. Как оно появилось, сообщает интереснейший архивный документ, который подробно описан в книге А.Н. Крупенкова «Пройдемся по старому Белгороду». Суть его заключается в следующем. В 1910 году руководство Киевского военного округа приняло решение дополнительно разместить в Белгороде две батареи 10-го мортирного дивизиона. Городские власти решили разместить одну батарею в Екатерининских казармах, а также нанять дополнительно помещения у частных лиц. Но командир дивизиона полковник П.Согатовский выразил претензии к состоянию Екатерининских конюшен, на что власти раздраженно отвечали: «конюшни много лет использовались 31-й артиллерийской бригадой» и требования военных завышены. Спор с военным ведомством даже в мирное время мог привести к серьезной ответственности городских властей, и казармы пришлось исправлять.
Более того, необходимо было построить еще и дополнительную конюшню на Екатерининском дворе на 50 лошадей, а для этого согласовать с наследниками купца Мачурина, усадьба которых примыкала с восточной стороны Екатерининского двора, каменную надстройку стены. Запомним эту мелкую деталь, к которой вернемся позже.
Мачурины
Вернемся к факту соседства Екатерининского двора с усадьбой наследников Мачуриных. Для этого стоит перенестись в XIX век, когда три усадебных места по улице Сергиевской (Преображенской) принадлежали И.М. Мачурину. Располагались они на месте современного учебного центра УВД (Преображенская, 58, 60). В 1874 году эти усадьбы со всеми их строениями были выставлены на торги судебным приставом в удовлетворении претензии городского общественного банка Н.Чумичева. Как случилось, что недвижимость И.М. Мачурина была выставлена на торги, неизвестно,
Ну а где же располагался Екатерининский дом? Архивные документы сообщают, что дом, именуемый Екатерининским, принадлежал городскому обществу с 1827 года, когда был подарен купцами Слатиным и Сорокиным, и имел адрес: 2-я часть города, 1-й квартал, №1. Учитывая, что нумерация домов в Белгороде имела систему, отличную от современной и шла по периметру в каждом квартале, дом №1 располагался на углу улиц Новоселовской и Магистратской, но на юго-восточной стороне, на месте современного здания облсовпрофа! Более того, Екатерининские казармы хорошо просматриваются на одной видовой дореволюционной открытке, но вскоре усадьбы перешли к купцу Жданову, поручику Шантырю и Владимиру Мачурину. Последняя усадьба В.Мачурина и примыкала к Екатерининскому двору. Любопытно, что на ее территории были тоже казармы, которые в начале XX века сдавались внаем для постоя войск.
Надо сказать, что купеческий род Мачуриных имел несколько домов в городе. Как правило, это были два смежных участка, которые к концу XIX века принадлежали Илье Васильевичу и Михаилу Васильевичу Мачури- ным. Это соседство объясняется тем, что оба они были наследниками солидного состояния, которое им оставил их дед, в свое время городской голова Михаил Константинович Мачурин. Два таких участка находились на месте «нового Дома быта», где у Мачуриных располагались складочное место, одноэтажный деревянный дом, каменные палатки, конюшни и амбары. В документе за 1911 год сообщается о вновь выстроенных здесь казармах, но и до этого события в угловой усадьбе Мачуриных находился военный объект — ветеринарный лазарет. Приведенные факты дают все основания называть казармы, располагавшиеся на месте «нового Дома быта», Мачуринскими.
Определение действительного места расположения Екатерининских казарм — всего лишь небольшое уточнение, а история Кондыревских, Струковских, Мачуринских и Екатерининских казарм, существовавших в Белгороде в XIX-XX веках, еще ждет своего исследования.
Александр ЛИМАРОВ
ФОТО ИЗ АРХИВА АВТОРА