Начальная школа
Все начинается с детства
В «Начальной школе — детском саду №44» г. Белгорода приоритетным направлением работы коллектива является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание здорового человека, создание условий для реализации ребенком его социального и биологического потенциала.
В своей работе мы используем принципы перехода к ценностной парадигме обучения и воспитания, природосообразности, предполагающей учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, педагогическую поддержку, суть которой заключается в помощи развивающейся личности в процессе ее становления, интеграцию воспитательного воздействия. Это означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: воспитателей, учителей, родителей и детей -направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка.
Для коллектива являлось важным найти свой подход, свой способ здоровьеориентированной деятельности.
В 2011 году наше учреждение приобрело статус региональной инновационной площадки «Изучение условий, способов и приемов внедрения здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в системе «детский сад — начальная школа». С 2015 года на базе учреждения работала региональная инновационная площадка «Формирование здорового образа жизни школьников средствами учебно-воспитательного процесса». В 2016 — 2017 годах здесь реализовывался муниципальный проект «Внедрение подвижных дворовых игр в систему физического воспитания обучающихся ДОО г. Белгорода».
Для реализации своих идей мы используем различное оборудование. Например, «Психомат», представляющий собой компьютерный комплекс для психофизиологических исследований, и диагностический комплекс «Здоровый ребенок», при помощи которого измеряется вес, рост ребёнка, толщина жировой складки с помощью калипера, сила кисти при помощи динамометра, а затем все показатели заносятся в программу и отображаются в динамике. Это оборудование позволяет нам проводить постоянный контроль уровня здоровья, физического и психического развития, прогнозировать ухудшение состояния здоровья и в данном случае рекомендовать обращение к специалистам для купирования состояния ухудшения здоровья.
Кроме того, в учреждении используется мебель и оборудование по системе В.Ф. Базарного, которые помогают педагогам в целенаправленной работе по организации здоровьеориентированного пространства, профилактике таких заболеваний детей, как плоскостопие, сколиоз, ухудшение зрения.
Для снижения нагрузки на глаза при чтении используется «Экологическое панно», а для тренировки зрения -схемы зрительных траекторий, расположенные над классной доской. С помощью хоровых занятий у детей формируется правильное дыхание, что повышает сопротивляемость простудным заболеваниям.
В здоровьеориентированной деятельности важно видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё — создавать ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость. Важно помогать детям реализовать себя в деятельности. Кроме этого, нужно понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству.
Лилия КАШИРИНА, директор МБОУ «Начальная школа—детский сад 44»