Воспитываем здоровых и талантливых

Воспитываем здоровых и талантливых

Воспитываем здоровых и талантливых

Наше интервью

Образование города в системе современных социальных стандартов

Сегодня первое сентября. Начало нового учебного годаособый день в жизни тысяч мальчишек и девчонок, их родителей и, конечно, учителей. Чем новый учебный год отличается от предыдущего? Что ждут от него белгородские педагоги? На эти и другие вопросы в первый день нового учебного года в традиционном интервью для «Нашего Белгорода» отвечает руководитель управления образования администрации города Белгорода Ирина Гричаникова.

— Наступающий учебный год- год начала качественных изменений в образовании. Об этом неоднократно упомина­ет в своих выступлениях и интервью министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева. На это нас нацелил в своём ежегодном отчёте губернатор Белгородской области, определив одним из стратегических ориентиров развития Белгородчины — высокие социальные стандарты. Именно система обра­зования призвана создать интеллектуальный и идео­логический фундамент для обеспечения высокого ка­чества жизни населения. Доступность и качество обра­зования, обеспечение современных условий воспитания и обучения детей и школьников являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни населения. Но самое главное, в наших образовательных учреждениях воспитываются молодые, талантливые, дерзкие, которым суждено формировать инновационную цифровую эко­номику, достигать высоких жизненных и социальных стандартов, строить солидарное общество.

Ежегодно перед педагогами ставятся новые важные задачи? Чем для белгородских педаго­гов отличается год грядущий от предыдущих?

— Основу предстоящих качественных изменений в муниципальной системе образования составляет стан­дартизация процессов образования. И речь идёт не только о привычных федеральных государственных об­разовательных стандартах. В нашу жизнь прочно входят профессиональные стандарты учителя, педагога-воспи­тателя дошкольного образования, руководителя обра­зовательной организации, которые должны стать осно­вой кадровой политики. Такими же чёткими и «стан­дартными» должны быть требования ко всем показа­телям деятельности нашей системы образования. Вне­дрение подобных стандартов позволит нам вывести муниципальную систему образования на новый уровень и создать основу для качественного роста.

Сейчас наступил век цифровых технологий. И школа, конечно же, не стоит в стороне от современных веяний?

— Обязательным условием развития Белгородчины как территории инновационной экономики губернатор обозначил широкое применение цифровых технологий. В муниципальной системе образования внедрение циф­ровых технологий началось с 2009 года. Это позволило нам на 80 % удовлетворить потребность населения в по­лучении муниципальных услуг в электронном виде. Все общеобразовательные учреждения города включены в систему электронного документооборота. На очереди -детские сады и учреждения дополнительного образо­вания. К концу прошлого учебного года благодаря внед­рению цифровых технологий «бумажная» отчетность педагогических работников уменьшилась на 60 %.

С февраля 2017 года реализуется муниципальный проект «Внедрение безналичной оплаты и учета питания детей в общеобразовательных учреждениях города Белгорода». Классным руководителям больше не нужно собирать наличные деньги на оплату питания. Родители оплачивают питание безналичным способом через бан­коматы, платежные терминалы. С 1 сентября эта система заработает во всех школах города Белгорода.

Электронный дневник, зачисление ребенка в обра­зовательное учреждение, организация питания — это все значимые, но не основные компоненты системы об­разования. И сейчас перед нами стоит задача максималь­но широкого использования цифровых технологий не­посредственно в образовательном процессе. Совре­менный рынок цифровых образовательных ресурсов предлагает учителю самый широкий спектр продуктов, в том числе электронные учебники.

Одной из проблем, еще не так давно остро стоявшей в Белгороде, была нехватка мест в детских садах. Решена ли она сейчас?

— В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реа­лизации государственной политики в области обра­зования и науки» все дети в возрасте от трех лет обес­печены местами в муниципальных дошкольных обра­зовательных учреждениях в пределах городского округа «Город Белгород». Проблемой остается обеспечение местами детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. С учётом этой возрастной категории дефицит мест в детских садах в городе составляет 2 261 место.

К решению этого вопроса администрация города под­ходит комплексно. 400 мест создано в этом году за счёт сетевого взаимодействия ДОУ. С сентября этого года начнут функционировать 5 дошкольных групп на 125 мест в СОШ № 17, 24 и 50. Развиваются вариативные формы дошкольного образования.

Усиливаются меры поддержки муниципалитетом се­ти частных дошкольных организаций. Это позволило увеличить количество мест в ЧДОУ в августе 2017 года до 1796 мест. В том числе в городе открыты 3 новых ЧДО на 55 мест и корпоративный детский сад на территории ОГБУЗ «Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа» на 100 мест. В 2017 году руко­водители 22 частных дошкольных организаций пре­доставили 248 мест детям граждан льготных категорий из городской очереди.

И еще одна проблема, о необходимости решения которой постоянно говорят на раз­личных уровнях это вторая смена.

— Да, если в дошкольных учреждениях нехватка мест выражается в переуплотненности групп и удалённости ДОУ от места проживания, то в общеобразовательных уч­реждениях — это вторая смена. Губернатором поставлена задача в течение трех лет ликвидировать двусменное обучение в школах Белгорода. Определенные успехи в этой работе у нас есть. Если в 2015-2016 учебном году в двусменном режиме работало 19 общеобразовательных учреждений, а количество школьников, занимающихся во вторую смену, было более 5,5 тысячи, то уже к началу прошлого учебного года таких учреждений осталось 16, а количество школьников уменьшилось до 3 568. После ввода в эксплуатацию школы № 50 в январе 2017 года в односменный режим работы перешла гимназия № 3. С вводом в эксплуатацию 1 января 2018 года двух школ в МКР «Луч» и «Новый-2» на 1 460 мест на односменный режим работы перейдет СОШ 49, разгрузятся ОУ №39,40,41, 22.

Кроме сугубо образовательных существу­ют, как известно, и социальные стандарты — выполнение которых является приоритетным для органов образования.

— Да, и цель развития муниципальной системы об­разования в этом учебном году — выполнение требований высоких социальных стандартов, которые вбирают в себя весь спектр условий, необходимых для предоставления качественного содержательно наполненного образования.

И начать здесь необходимо с механизмов сбережения и укрепления здоровья детей в образовательных учреж­дениях. Здоровьесберегающие технологии должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса на всех уровнях образования. Поэтому сохранением здоровья нужно заниматься с раннего дошкольного возраста.

Механизмом комплексного решения проблемы ук­репления здоровья школьников станет реализация в этом учебном году двух муниципальных проектов «Создание здоровьесберегающей среды в общеобразовательных организациях города Белгорода («Здоровый взгляд в будущее»)» и проект по предотвращению нарушений осанки у обучающихся. Планируем, что к 2019 году в школах, принимающих участие в проектах, будет соз­дана здоровьесберегающая образовательная среда. Большое значение в сохранении и укреплении здоровья школьников играет режим работы школы. В прошлом учебном году продолжилась работа по переводу школ на пятидневную учебную неделю. Планируем, что в наступающем учебном году в таком режиме будут обу­чаться более 95% школьников. А 35 учреждений полно­стью перейдут на пятидневку.

Какие направления образовательной деятель­ности, на Ваш взгляд, требуют особого внимания?

Особенное внимание в этом году мы будем уделять улучшению математической подготовки. На областной пе­дагогической конференции в своем выступлении министр образования особенно отметила, что уровень знаний математики в целом в Российской Федерации достаточно низок. Для нас же усиление качества преподавания ма­тематики важно ещё с точки зрения развития такого прио­ритетного для региона и муниципалитета направления, как качественное техническое и IT-образование.

С первого сентября 2017 года на базе пяти учреждений города начнут работать IT-классы. Особенностью этих клас­сов станет не только углубленное изучение математики и информатики, но и глубокая профориентационная работа. Школьники напрямую познакомятся с деятельностью бел­городских инновационных компаний. Среди образовате­льных новаций начинающегося учебного года — включение в учебные планы 10 классов предмета «астрономия».

Развитию интеллекта школьников будет способство­вать и реализация муниципального проекта «Организация деятельности шахматных секций в общеобразовательных учреждениях города Белгорода». Планируем, что в их деятельность будет включено до 20 % обучающихся 1-7 классов школ города. Большой потенциал в развитии ин­женерного образования содержится в деятельности дет­ских технопарков. В 2017 году такой технопарк заработал в школе № 50. С 1 марта занятия в «Кванториуме» были организованы для 240 обучающихся Центра технологи­ческого образования. С1 сентября их количество будет уве­личено до 600.

Как много белгородских мальчишек и девчонок на сегодняшний день охвачены системой до­полнительного образования?

— В 2016-2017 учебном году объединения дополни­тельного образования посещал 41 601 ребенок в возрасте 5-18 лет, что составляет 95 % от общего количества. Зна­чение этого показателя полностью соответствует стра­тегическим документам муниципального уровня и значи­тельно превосходит значение, предусмотренное указом президента (70-75 %).

И, конечно, все вышеназванные успехи и по­ставленные задачи возможно решить лишь с помощью высококвалифицированных педа­гогических кадров. Кто он, сегодняшний бел­городский учитель?

— Сегодня образовательный процесс в наших учреж­дениях осуществляют более 5 000 педагогов, при этом практически каждый третий — специалист в возрасте до 35 лет. Мы с удовлетворением констатируем, что молодые педагоги приходят в наши учреждения, и самое главное, остаются работать. Во многом это стало возможным благодаря существующей системе сопровождения и поддержки молодых специалистов.

Условием построения солидарного общества являет­ся обеспечение карьерного роста талантливым, умным молодым людям. Это особенно актуально в свете сов­ременных требований, предъявляемых к профессио­нальному уровню и деятельности руководителя об­разовательного учреждения. Управлением образования был инициирован проект «Формирование и развитие резерва руководящих кадров общеобразовательных учреждений города». Рассчитываем, что по итогам его реализации в муниципальной системе образования будет подготовлено 50 специалистов, готовых стать ру­ководителями образовательных учреждений.

Для каждого педагога 1 сентября — это, пожалуй, один из самых радостных и волнительных дней в году, когда он снова, а может быть, и впервые встретится со своими учениками и воспитанниками. Хочу еще раз поблагодарить все педагогическое сообщество города Белгорода за ту большую и самоотверженную работу, которая позволила нам в прошедшем году достичь значимых результатов в развитии и совершенствовании образования. В этом успехе есть частица труда каждого работника образовательной системы.

Всех с праздником — Днем знаний!

Беседовал Виктор ФЕДОРОВ