Упущенная выгода

Спрашивали? Отвечаем!

Ненадлежащее оказание услуг, бракованный товар, сроки гарантии и компенсация морального вредав отдел защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации Белгорода часто обращаются горожане со своими проблемами.

На вопросы читателей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации г. Белгорода Наталья МЕДВЕДЕВА.

ВОПРОС.

Купила в салоне красоты фен. В течение гарантийного срока он перестал работать. Обратилась в фирму, где его покупали, чтобы заменить. Но замену произвели через два месяца, а в законе указан максимальный срокодин месяц. Неустойку платить отка­зываются, ссылаясь на то, что яне потребитель. Это так?

ОКСАНА

ОТВЕТ.

Да, так как основные понятия, исполь­зуемые законом РФ «О защите прав по­требителей» включают пояснение: по­требитель — это гражданин, который по­купает товары и заказывает услуги ис­ключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Вы же купили фен для работы в салоне. Гражданский кодекс РФ, регулирующий отношения продав­ца и покупателя (предпринимателя), не предусматривает выплату неустойки за нарушения сроков исполнения требо­ваний покупателя. Так что вам отказали на законных основаниях. Но как пред­приниматель, вы можете потребовать возмещения убытков, которые понесли из-за некачественного фена (упущенная выгода).

ВОПРОС.

Предприятие нарушило срок из­готовления и установки мебели. Все услуги оплатили вовремя. Мебель установили. Можем ли мы потребовать выплату не­устойки и компенсацию мораль­ного вреда?

АЛЕКСАНДР

ОТВЕТ.

Вы вправе предъявить требование о выплате неустойки за нарушение сроков исполнения договора в течение трех лет (общий срок исковой давности). Размер неустойки (пени) рассчитывается в со­ответствии с пунктом 5 статьи 28 закона РФ «О защите прав потребителей». При нарушении сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачи­вает потребителю за каждый день или час просрочки (если срок определен в часах) неустойку (пеню) в размере 3% от цены выполнения работы (оказания услуги). А если цена выполнения работы (оказания услуги) договором не опреде­лена, от общей цены заказа. Если же в договоре предусмотрен иной, более вы­сокий размер неустойки (пени), рассчи­тывать штрафные санкции нужно исходя из него. При предъявлении требований о взыскании неустойки и компенсации мо­рального вреда необходимо позаботить­ся о наличии доказательств. Они должны подтверждать факт нарушения продав­цом (изготовителем, исполнителем) ус­ловий договора, а также обоснованность ваших требований о компенсации мо­рального вреда.