Спрашивали? Отвечаем!
Ненадлежащее оказание услуг, бракованный товар, сроки гарантии и компенсация морального вреда — в отдел защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации Белгорода часто обращаются горожане со своими проблемами.
На вопросы читателей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации г. Белгорода Наталья МЕДВЕДЕВА.
ВОПРОС.
Купила в салоне красоты фен. В течение гарантийного срока он перестал работать. Обратилась в фирму, где его покупали, чтобы заменить. Но замену произвели через два месяца, а в законе указан максимальный срок — один месяц. Неустойку платить отказываются, ссылаясь на то, что я— не потребитель. Это так?
ОКСАНА
ОТВЕТ.
Да, так как основные понятия, используемые законом РФ «О защите прав потребителей» включают пояснение: потребитель — это гражданин, который покупает товары и заказывает услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Вы же купили фен для работы в салоне. Гражданский кодекс РФ, регулирующий отношения продавца и покупателя (предпринимателя), не предусматривает выплату неустойки за нарушения сроков исполнения требований покупателя. Так что вам отказали на законных основаниях. Но как предприниматель, вы можете потребовать возмещения убытков, которые понесли из-за некачественного фена (упущенная выгода).
ВОПРОС.
Предприятие нарушило срок изготовления и установки мебели. Все услуги оплатили вовремя. Мебель установили. Можем ли мы потребовать выплату неустойки и компенсацию морального вреда?
АЛЕКСАНДР
ОТВЕТ.
Вы вправе предъявить требование о выплате неустойки за нарушение сроков исполнения договора в течение трех лет (общий срок исковой давности). Размер неустойки (пени) рассчитывается в соответствии с пунктом 5 статьи 28 закона РФ «О защите прав потребителей». При нарушении сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день или час просрочки (если срок определен в часах) неустойку (пеню) в размере 3% от цены выполнения работы (оказания услуги). А если цена выполнения работы (оказания услуги) договором не определена, от общей цены заказа. Если же в договоре предусмотрен иной, более высокий размер неустойки (пени), рассчитывать штрафные санкции нужно исходя из него. При предъявлении требований о взыскании неустойки и компенсации морального вреда необходимо позаботиться о наличии доказательств. Они должны подтверждать факт нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) условий договора, а также обоснованность ваших требований о компенсации морального вреда.