Православные святыни земли белгородской

Православные святыни земли белгородской

Православные святыни земли белгородской

Образ времени

Уникальные предметы рассказывают о прошлом

> Выставка

«Белгородские святыни» открылась в музее народной культуры. На ней представлены уникальные предметы конца XIXначала XX веков из фондов музея. Открытие выставки приурочено к началу богослужебного церковного года.

Новый церковный год

Со времени Крещения Руси новый год отмечался 1 сентября вплоть до времени царствования Петра I, который в 1700 году перенес начало гражданского нового года на 1 января. В церкви же, которая тысяче­летним опытом привыкла осмыслять свои действия и не спешить за переменчивым ду­хом мира сего, началом Индикта, то есть церковного новолетия, и до наших дней ос­тается первый день седьмого месяца от Сотворения мира, — 1 сентября по старому стилю или 14 сентября по новому.

Цельность народной нравственности оп­ределялась у русских крестьян православ­ной верой. «Креста на тебе нет», — говори­ли человеку, совершившему бессовестный поступок. И наоборот, «живет по-божески», «живет по-христиански» — говорили о тех, кто был совестлив и милосерден.

Личные святыни

Непременной принадлежностью каждой крестьянской избы были иконы. Распола­гались они на божнице в красном, или свя­том, углу, обращенном обычно к востоку. В любом доме находились иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме них, образа особо чтимых в России в целом или в данной местности святых — Николая Чудотворца, Иоанна Воина, Преподобного Сергия и других, либо наиболее почитаемых в данной семье угодников. Здесь же сохранялся ме­таллический крест — поклонный. Ценились старые кресты, простоявшие долгое время на божнице. Даже в избах очень бедных крестьян висели лампады. Зажигали их на короткое время, лишь под большие праздники — на всю ночь.

Личными или индивидуальными святы­нями мы называем нательные кресты, а также все предметы со священными изоб­ражениями или надписями, которые носит с собой или на себе христианин — образки, ладанки, кольца и браслеты с молитвой.

Иконы и иконописцы

Не многие знают, что до ХХ века произ­водством нательных крестиков на Белгородчине занимались крестьяне в Хотмыжс-ке. Основным спросом пользовались медные кресты и изготовленные из польского се­ребра. Кустари продавали свои изделия на ярмарках только в летнее время (когда ра­ботало много девушек на прополке свеклы) в Борисовке, Грайвороне и Ракитном.

Церкви слободы Борисовка были укра­шены работами местных мастеров. Бори­совские иконы наполняли курский и мало­российские рынки и достигали Кавказа. Во многих малороссийских и южных велико­русских губерниях борисовские иконы бы­ли неотъемлемой частью храмового убран­ства и домашнего молитвенного обихода.

Иконописный промысел возник здесь в XVIII столетии, очень прочно укоренился и получил большое развитие. К1905 году в сло­боде насчитывалось около 800 иконописцев. Из этого числа больше половины было «личкунов», и только незначительная доля -«красочников». Разница заключается в том, что «личкун» пишет только лицо и руки святого, а «красочник» — всю икону целиком. Работа последнего была значительно слож­нее и требовала более солидной подготов­ки, поэтому оценивалась гораздо дороже. Особо известными живописцами «красочниками» в Борисовке на тот момент счита­лись П. Ткаченко, С. Хвостенко, С. Ржевский, И. Одыковский, А. Понаморенко, Н. Кульгута, М. Игнатьев.

Все иконы писались по известным об­разцам, которые имелись почти у каждого мастера. Кроме того, они пользовались особой книгой, так называемым «подлинни­ком», в котором можно было найти краткое описание наружности каждого святого. Наи­более трудными по исполнению считались иконы двунадесятых праздников. Например, икону «Успение Божией Матери», где при­ходилось изображать 15 ликов, «красочник» писал не менее пяти дней, «личкун» же выполнял эту работу в два раза быстрее. Наиболее распространёнными были иконы Спасителя и Божией Матери (Тихвинской, Смоленской, Владимирской и Казанской), Николая Чудотворца, святого Власия. Боль­шой популярностью пользовались «пар­ные» иконы Спасителя и Божией Матери, которые использовались крестьянами для благословения новобрачных.

Иконы писали сразу по размеру киотов. Их изготавливали здесь же в слободе мастера-киотники. Киоты делались гладкими, рез­ными и под позолоту. Киоты под позолоту изготавливались исключительно под заказ. Они делались с растворчатой рамой, внутрь неё вставлялась рама, которую грунтовал и позолачивал кустарь-позолотчик.

Обделкой или «обряжением» икон зани­мались прежде исключительно монахини местного Тихвинского монастыря. Позже этим промыслом стали заниматься и мест­ные борисовские крестьянки, которые обу­чились ему в монастыре у монахинь-иконообдельщиц в качестве учениц.

В ХХ веке солидным конкурентом для борисовских иконописцев стала фирма «Жаковъ и Банакеръ» (г. Москва), которая наво­днила рынок тысячами дешевых печатных икон.

Чтениедуховная работа

Иконы, как и старинные церковные книги, передавались по наследству. Церковные книги печатались особым шрифтом — ки­риллицей, которая по начертанию букв отличается от современных шрифтов. В XVII веке книги печатались тиражом при­мерно 1200 экземпляров. Книг было издано достаточно много, только за XVII век — бо­лее 700 изданий, поэтому они до сих пор встречаются в продаже в антикварных магазинах.

Богослужебная литература, как и само богослужение, формировалась столетиями. Сегодня в православии существует более десятка книг, которые задействованы как в алтаре, так и на клиросе. Октоих, различные виды Миней, Триодь Цветная, Триодь Постная, Часослов и Ирмологий — это те кни­ги, без которых служащим в храме невозмож­но совершить богослужение. Все эти «фоли­анты» содержат различные песнопения и молитвы, которые принято читать или петь в различные дни недели или года. Внутри них содержатся непривычные нецерковному уху названия: «кондак», «тропарь», «седален», «ирмос», «икос», «стихира», «самоподобен» и прочие. Большинство этих терминов при­шло к нам из Византии.

К церковно-богослужебным книгам можно отнести и различного рода канонники, молитвословы, акафистники, правильники. Все они могут использоваться как клириками, так и мирянами. Они составлены, как прави­ло, из молитв, используемых вне церковного богослужения, для домашней молитвы.

Чтение для христианина — важная часть духовной работы. Основной книгой является Священное Писание, потом — Жития святых. Святоотеческое чтение даёт верующему человеку не только правильное понимание православия, но и помогает ощутить глубину, силу, красоту, вкус православной веры. Многие святые отцы оставили нам свои творения как помощь в понимании Библии, как руководство в различных вопросах духовной жизни. Таким произведением стала поэма «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными» святителя Иоасафа Белгородского. Она была создана с высокой, вечной целью — для раскрытия и удобного восприятия глубоких православных вероучительных истин, учения о спасении человеческой души.

Святитель Исюсаф

Многое сделал святитель для своей паст­вы, и по праву считается небесным покро­вителем земли белгородской. Из житийной литературы известно, что в 1748 году епи­скопом Белгородским и Обоянским стал архимандрит Иоасаф. В августе того же года он прибыл на кафедру в Белгород. В день приезда, несмотря на усталость от длительного путешествия и физическое недомогание, он отслужил в кафедральном соборе Божественную литургию.

Более шести лет жил и трудился на ниве Христовой святитель Иоасаф на земле белгородской.

В 1754 году, перед поездкой на родину, предвидя приближение кончины, святитель приказал устроить у стены Свято-Троицкого собора одноименного белгородского мо­настыря склеп для погребения. Что и было исполнено в юго-западной части придела храма. По кончине тело епископа осталось нетленным. В устроенной в подвальном помещении «пещерке» рака святителя простояла 156 лет (с 1755-го по 1911 годы). В ней святым мощам поклонялись не толь­ко священство и простые верующие всей Российской империи, во множестве сюда притекавшие, но и российские монархи: Екатерина II, Александр I, Николай I, Ни­колай II. По молитвам перед гробницей святителя Иоасафа совершалось мно­жество чудес и исцелений.

После революции мощи святителя Иоа­сафа были вскрыты и отвезены в Москву, а «пещерка» засыпана. Ее нашли белгород­ские краеведы в 2010 году во время архе­ологических раскопок. В 2011 году рядом с «пещеркой» была построена часовня, а над пещеркой установлен стеклянный купол, увенчанный статуей ангела с крестом. К 100-летию со дня прославления святителя Иоасафа сюда были вновь перенесены его святые мощи.

Икону святителя Иоасафа можно увидеть на выставке «Белгородские святыни» в му­зее народной культуры. Также в экспозиции представлены уникальные предметы — не­большие по формату иконы, кресты, складни, исполненные из разных материалов — камня, дерева, медных сплавов. Они передавались по наследству, бережно хранились и сопро­вождали владельца в путешествиях.

Выставка продолжит работу до 30 сентября.

Евгения ВЛАДЫКОВА

ФОТО АВТОРА

Exit mobile version