Образ времени
Уникальные предметы рассказывают о прошлом
> Выставка
«Белгородские святыни» открылась в музее народной культуры. На ней представлены уникальные предметы конца XIX —начала XX веков из фондов музея. Открытие выставки приурочено к началу богослужебного церковного года.
Новый церковный год
Со времени Крещения Руси новый год отмечался 1 сентября вплоть до времени царствования Петра I, который в 1700 году перенес начало гражданского нового года на 1 января. В церкви же, которая тысячелетним опытом привыкла осмыслять свои действия и не спешить за переменчивым духом мира сего, началом Индикта, то есть церковного новолетия, и до наших дней остается первый день седьмого месяца от Сотворения мира, — 1 сентября по старому стилю или 14 сентября по новому.
Цельность народной нравственности определялась у русских крестьян православной верой. «Креста на тебе нет», — говорили человеку, совершившему бессовестный поступок. И наоборот, «живет по-божески», «живет по-христиански» — говорили о тех, кто был совестлив и милосерден.
Личные святыни
Непременной принадлежностью каждой крестьянской избы были иконы. Располагались они на божнице в красном, или святом, углу, обращенном обычно к востоку. В любом доме находились иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме них, образа особо чтимых в России в целом или в данной местности святых — Николая Чудотворца, Иоанна Воина, Преподобного Сергия и других, либо наиболее почитаемых в данной семье угодников. Здесь же сохранялся металлический крест — поклонный. Ценились старые кресты, простоявшие долгое время на божнице. Даже в избах очень бедных крестьян висели лампады. Зажигали их на короткое время, лишь под большие праздники — на всю ночь.
Личными или индивидуальными святынями мы называем нательные кресты, а также все предметы со священными изображениями или надписями, которые носит с собой или на себе христианин — образки, ладанки, кольца и браслеты с молитвой.
Иконы и иконописцы
Не многие знают, что до ХХ века производством нательных крестиков на Белгородчине занимались крестьяне в Хотмыжс-ке. Основным спросом пользовались медные кресты и изготовленные из польского серебра. Кустари продавали свои изделия на ярмарках только в летнее время (когда работало много девушек на прополке свеклы) в Борисовке, Грайвороне и Ракитном.
Церкви слободы Борисовка были украшены работами местных мастеров. Борисовские иконы наполняли курский и малороссийские рынки и достигали Кавказа. Во многих малороссийских и южных великорусских губерниях борисовские иконы были неотъемлемой частью храмового убранства и домашнего молитвенного обихода.
Иконописный промысел возник здесь в XVIII столетии, очень прочно укоренился и получил большое развитие. К1905 году в слободе насчитывалось около 800 иконописцев. Из этого числа больше половины было «личкунов», и только незначительная доля -«красочников». Разница заключается в том, что «личкун» пишет только лицо и руки святого, а «красочник» — всю икону целиком. Работа последнего была значительно сложнее и требовала более солидной подготовки, поэтому оценивалась гораздо дороже. Особо известными живописцами «красочниками» в Борисовке на тот момент считались П. Ткаченко, С. Хвостенко, С. Ржевский, И. Одыковский, А. Понаморенко, Н. Кульгута, М. Игнатьев.
Все иконы писались по известным образцам, которые имелись почти у каждого мастера. Кроме того, они пользовались особой книгой, так называемым «подлинником», в котором можно было найти краткое описание наружности каждого святого. Наиболее трудными по исполнению считались иконы двунадесятых праздников. Например, икону «Успение Божией Матери», где приходилось изображать 15 ликов, «красочник» писал не менее пяти дней, «личкун» же выполнял эту работу в два раза быстрее. Наиболее распространёнными были иконы Спасителя и Божией Матери (Тихвинской, Смоленской, Владимирской и Казанской), Николая Чудотворца, святого Власия. Большой популярностью пользовались «парные» иконы Спасителя и Божией Матери, которые использовались крестьянами для благословения новобрачных.
Иконы писали сразу по размеру киотов. Их изготавливали здесь же в слободе мастера-киотники. Киоты делались гладкими, резными и под позолоту. Киоты под позолоту изготавливались исключительно под заказ. Они делались с растворчатой рамой, внутрь неё вставлялась рама, которую грунтовал и позолачивал кустарь-позолотчик.
Обделкой или «обряжением» икон занимались прежде исключительно монахини местного Тихвинского монастыря. Позже этим промыслом стали заниматься и местные борисовские крестьянки, которые обучились ему в монастыре у монахинь-иконообдельщиц в качестве учениц.
В ХХ веке солидным конкурентом для борисовских иконописцев стала фирма «Жаковъ и Банакеръ» (г. Москва), которая наводнила рынок тысячами дешевых печатных икон.
Чтение — духовная работа
Иконы, как и старинные церковные книги, передавались по наследству. Церковные книги печатались особым шрифтом — кириллицей, которая по начертанию букв отличается от современных шрифтов. В XVII веке книги печатались тиражом примерно 1200 экземпляров. Книг было издано достаточно много, только за XVII век — более 700 изданий, поэтому они до сих пор встречаются в продаже в антикварных магазинах.
Богослужебная литература, как и само богослужение, формировалась столетиями. Сегодня в православии существует более десятка книг, которые задействованы как в алтаре, так и на клиросе. Октоих, различные виды Миней, Триодь Цветная, Триодь Постная, Часослов и Ирмологий — это те книги, без которых служащим в храме невозможно совершить богослужение. Все эти «фолианты» содержат различные песнопения и молитвы, которые принято читать или петь в различные дни недели или года. Внутри них содержатся непривычные нецерковному уху названия: «кондак», «тропарь», «седален», «ирмос», «икос», «стихира», «самоподобен» и прочие. Большинство этих терминов пришло к нам из Византии.
К церковно-богослужебным книгам можно отнести и различного рода канонники, молитвословы, акафистники, правильники. Все они могут использоваться как клириками, так и мирянами. Они составлены, как правило, из молитв, используемых вне церковного богослужения, для домашней молитвы.
Чтение для христианина — важная часть духовной работы. Основной книгой является Священное Писание, потом — Жития святых. Святоотеческое чтение даёт верующему человеку не только правильное понимание православия, но и помогает ощутить глубину, силу, красоту, вкус православной веры. Многие святые отцы оставили нам свои творения как помощь в понимании Библии, как руководство в различных вопросах духовной жизни. Таким произведением стала поэма «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными» святителя Иоасафа Белгородского. Она была создана с высокой, вечной целью — для раскрытия и удобного восприятия глубоких православных вероучительных истин, учения о спасении человеческой души.
Святитель Исюсаф
Многое сделал святитель для своей паствы, и по праву считается небесным покровителем земли белгородской. Из житийной литературы известно, что в 1748 году епископом Белгородским и Обоянским стал архимандрит Иоасаф. В августе того же года он прибыл на кафедру в Белгород. В день приезда, несмотря на усталость от длительного путешествия и физическое недомогание, он отслужил в кафедральном соборе Божественную литургию.
Более шести лет жил и трудился на ниве Христовой святитель Иоасаф на земле белгородской.
В 1754 году, перед поездкой на родину, предвидя приближение кончины, святитель приказал устроить у стены Свято-Троицкого собора одноименного белгородского монастыря склеп для погребения. Что и было исполнено в юго-западной части придела храма. По кончине тело епископа осталось нетленным. В устроенной в подвальном помещении «пещерке» рака святителя простояла 156 лет (с 1755-го по 1911 годы). В ней святым мощам поклонялись не только священство и простые верующие всей Российской империи, во множестве сюда притекавшие, но и российские монархи: Екатерина II, Александр I, Николай I, Николай II. По молитвам перед гробницей святителя Иоасафа совершалось множество чудес и исцелений.
После революции мощи святителя Иоасафа были вскрыты и отвезены в Москву, а «пещерка» засыпана. Ее нашли белгородские краеведы в 2010 году во время археологических раскопок. В 2011 году рядом с «пещеркой» была построена часовня, а над пещеркой установлен стеклянный купол, увенчанный статуей ангела с крестом. К 100-летию со дня прославления святителя Иоасафа сюда были вновь перенесены его святые мощи.
Икону святителя Иоасафа можно увидеть на выставке «Белгородские святыни» в музее народной культуры. Также в экспозиции представлены уникальные предметы — небольшие по формату иконы, кресты, складни, исполненные из разных материалов — камня, дерева, медных сплавов. Они передавались по наследству, бережно хранились и сопровождали владельца в путешествиях.
Выставка продолжит работу до 30 сентября.
Евгения ВЛАДЫКОВА
ФОТО АВТОРА