Память людская навек сохранит

Память людская навек сохранит

Память людская навек сохранит

Дата

Жертвам фашизма посвящается

> В современной мировой истории одна из наиболее трагических памятных дат, отмечаемых во многих странах, — Международный день памяти жертв фашизма.

Он был установлен в сентябре 1962 года — второе воскресенье месяца. Основной его целью является борьба с возрождением идеологии фашизма. День этот, памятный для всех стран, вовлеченных в войну, особой горечью отзывается в нашей стране, понесшей наибо­лее тяжелые потери в годы Великой Отечественной вой­ны. Немало среди них и наших земляков.

Для Белгорода отсчет бесконечных месяцев окку­пации начался 24 октября 1941 года. Сегодня трудно представить себе весь ужас того положения, в котором оказались белгородцы. Все меньше остается живых сви­детелей тех страшных дней. Однако память о них хранят документы и фотографии, свидетельствующие о том, как оккупанты с первых же дней на Белгородчине безжа­лостно уничтожали местное население, в том числе ста­риков и малолетних детей, и советских военнопленных.

Неприметное строение на одном из многих черно-бе­лых снимков, хранящихся в фондах Белгородского исто-рико-краеведческого музея, — здание бывшей аптеки №8 на улице Буденного (ныне проспект Славы), превращен­ное в пыточный застенок для горожан. Отсюда их от­правляли в Дальний парк (ныне парк Памяти), ставший одним из мест массовых расстрелов. Вся территория парка превратилась в огромное кладбище для двух ты­сяч человек. Образы погибших здесь взрослых и детей запечатлены на памятном снимке — молчаливом свиде­теле обвинения гитлеровскому порядку.

В Дальнем парке были похоронены и белгородцы, казненные на Базарной площади. Там, перед зданием Преображенского собора, на месте нынешнего кинотеатра «Победа», была установлена виселица, на которой встретили свою смерть многие борцы с оккупантами.

По свидетельствам очевидцев, зафиксированным в «Акте о зверствах немецко-фашистских оккупантов в городе Белгороде», в лагере для военнопленных в быв­шем Доме колхозника ежедневно погибали до пятиде­сяти человек. При раскопках на лагерном дворе после освобождения города были найдены останки более по­лутора тысяч советских солдат.

А с расположенной на улице Речной часовней-киотом Казанской Божией Матери связана память об одной из самых страшных дат военной истории нашего города — 5 февраля 1942 года, когда в сараях камышитового заво­да было расстреляно и сожжено около двух тысяч че­ловек.

Всего же, по неполным данным, в Белгороде за время оккупации было убито свыше пяти тысяч человек.

Тем не менее, белгородцы не прекращали борьбы с врагом. Уже осенью 1941 года были созданы партизан­ские отряды. Они успешно действовали во фронтовой полосе и ближнем тылу противника, производя развед­ку, устраивая засады и диверсии, распространяя ли­стовки в оккупированных населенных пунктах.

Бойцы только Белгородского партизанского отряда с октября 1941 по февраль 1943 годов уничтожили восемь­сот семьдесят оккупантов, потеряв при этом двадцать семь человек убитых и четырех пропавших без вести.

Даже будучи вывезенными в Германию на принуди­тельные работы, находясь практически в рабском поло­жении, белгородцы продолжали сопротивление. В 1985 году при проведении земляных работ у деревни Быстрецово Псковской области был найден неразорвавшийся артиллерийский снаряд с письмом, подписанным две­надцатью жителями Белгорода — участниками антифа­шистского подполья немецкого подземного концлагеря Шварцхаузен. «Мы знаем, что Красная армия перешла в наступление и громит фашистов. Делаем все возмож­ное, чтобы приблизить этот светлый день. Каждый ше­стой снаряд заполняем песком, землей, различным му­сором. Передаем родной Красной армии наш сердечный привет и желаем ей скорейшей окончательной победы над ненавистным врагом».

Время не пощадило подписей наших смелых земля­ков, как не щадит оно и материальные памятники исто­рии. Сохранение исторической памяти — одна из задач музея. В его экспозиции отдельный раздел посвящен событиям оккупационного периода. Собранные в после­военные годы документальные и вещественные свиде­тельства того времени не могут не вызвать самого ис­креннего эмоционального отклика. Каждый белгородец, придя в музей, может прикоснуться к истории своего го­рода, ее трагическим и героическим страницам. Ведь до тех пор, пока жива людская память о миллионах погиб­ших, но непокоренных, у фашистской идеологии мало шансов возродиться.

Оксана ЦЫГУЛЁВА, сотрудник Белгородского историкокраеведческого музея