К 150-летию со дня рождения Порфирия Амфитеатрова
> Купола самого старейшего из всех сохранившихся храмов города Белгорода, величественного Успенско-Николаевского собора, построенного в 1703 году, хорошо видны тем, кто идет от остановки «Свято-Троицкий бульвар» по аллее к улице Пушкина. Под его сводами за более чем триста лет сменилось много священников. Последним дореволюционным настоятелем этого храма был протоиерей Порфирий Амфитеатров, известный своим подвижническим подвигом и мученической гибелью во имя православной веры в эпоху революционных перемен столетней давности.
Амфитеатровы — старинный священнический род. К нему принадлежат митрополит Киевский и Галицкий Филарет, архиепископ Казанский и Свияжский Антоний, профессор Московской духовной академии Егор Васильевич Амфитеатров, основоположник российской гомилетики (учение о ведении христианской проповеди) Иаков Козьмич Амфитеатров, московский чудотворец, протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров. Их имена достаточно известны истории. Но есть ещё несколько десятков скромных священнослужителей, о которых мало сведений или они вообще отсутствуют. Среди них значится и негромкое в историческом плане, но высокое в плане духовном имя батюшки Порфирия.
Как на роду написано
В 1867 году в Белгороде в семье дьякона Иоанна Амфитеатрова и матушки Параскевы родился сын, названный Порфи-рием. Не нарушая традиции, он и его брат Никита посвятили свою жизнь служению Богу — оба стали впоследствии настоятелями, занимались просветительской деятельностью, служили в Курской епархии. По окончании Курской духовной семинарии в 1887 году Амфитеатров получил должность учителя в подготовительном классе Белгородского духовного училища, проводил уроки чистописания в первых классах. С 1896 года зачислен штатным преподавателем русского, церковно-славянского языков и чистописания. Священническое служение батюшки Порфирия началось в Белгороде — свой первый приход он получил в Николаевской церкви при Иоасафо-Порфирьевской богадельне (приписной к Смоленскому храму), ныне утраченной.
Популярный приход
На белгородской окраине, в бывшем пригородном селе Кошары, а теперь на улице Везельской, с 1863 года стоит храм Воздвижения Креста Господня. Его появление связано с историей о чудотворном кошарском кресте, обретенном в этих местах. Люди приезжали в Кошары к двум святыням — чудотворному кресту и источнику целебной воды возле храма. А также ради молитвенной встречи с отцом Порфирием Амфитеатровым, назначенным настоятелем Крестовоздвиженской церкви в ноябре 1898 года, и вскоре стяжавшем добрую славу о себе даже за пределами уезда. Сюда стремились верующие из соседних сел и других приходов, из Белгорода, Корочи, Шебекино.
Благодаря батюшке был построен странноприимный дом для приезжающих в Кошары паломников.
Пастырское служение протоиерей совмещал с преподаванием в Кошарской церковноприходской школе, считавшейся одной из лучших в Курской епархии. Нескончаемая забота о духовном и материальном устроении прихода составляла жизнь отца Порфирия, доброго, но строгого и требовательного наставника для всех учеников и их родителей. Если он узнавал, что кто-то обижает своих родных, то не допускал до причастия без глубокого покаяния. Жизнь православной семьи и её благополучие — одна из главных тем проповедей отца Порфирия. Во время проповедования настоятель приводил положительные или отрицательные примеры из жизни своих прихожан. «Он был плохим семьянином, но он искренно покаялся, и я верю, что в этой семье все образуется», — говорил с надеждой батюшка.
Как просветитель отец Порфирий занимался и публицистикой. В 1903 году вышла написанная им книга о кошарском кресте. В ней он рассказал о двенадцати случаях улучшения здоровья или полного выздоровления после молитв у святого креста и целительного родника. Книга пользовалась большой популярностью. Находил батюшка время и для изданий в периодической печати: его статьи постоянно выходили в «Курских епархиальных ведомостях».
Всенародная любовь
Прихожане очень любили отца Порфирия. Поэтому весть о его переводе в Белгород в Успенско-Николаевский собор (в связи со смертью прежнего его настоятеля) вызвала в Кошарах всеобщее огорчение, если не сказать больше -скорбь. 15 марта 1915 года, в день праздника Вербного воскресенья, когда батюшка совершал последнюю службу в Кошарах, в храме стоял всеобщий плач. Прихожане разошлись на время после обедни, а с трех часов опять собрались полным сходом и до темного вечера не отходили от церкви, пока их не успокоили составленным прошением об оставлении отца Порфирия в Кошарах и не пообещали завтра же отослать владыке.
И всё же отец Порфирий стал настоятелем Успенско-Николаевского собора и председателем церковно-приходско-го попечительства. Среди белгородцев он обладал не меньшим авторитетом, чем в Кошарах. Несколько лет подряд его избирали в Земскую управу, к его голосу прислушивались все управленцы. Отец Порфирий избирался председателем областного съезда духовенства, делегатом на епархиальные съезды духовенства в
Курск, был председателем совета Белгородского миссионерского кружка, товарищем председателя Белгородского Иоасафовского миссионерского братства. Много внимания уделял протоиерей Амфитеатров борьбе с сектантами-штундистами. Активное участие принимал батюшка в прославлении белгородского святителя Иоасафа. За свою безупречную службу отец Порфирий неоднократно награждался различными церковными и светскими наградами. «За ревностную и плодотворную деятельность в деле просвещения народа» он был награжден наперсным крестом с украшениями и святой Библией от Святейшего Синода.
Не обходил заботой отец Порфирий и свою святую обитель — в начале 1917 года благословил группу резчиков и иконописцев на реставрацию соборных иконостасов. К августу основные работы были завершены. Для их принятия прибыл из самого Санкт-Петербурга академик П. Покрышкин. Ведь Успенско-Николаевский собор Белгорода уже тогда значился как редкий памятник древнерусского искусства, и его реставрация находилась под опекой государства.
Жертва революции
Тем временем приближался 1917 год. Революция пришла и на белгородские улицы. В Белгороде начались волнения среди жителей в связи с арестом белгородского епископа Никодима Кононова — нравственный авторитет священнослужителей среди населения был очень высок. Вскоре взяли под стражу и протоиерея Амфитеатрова. Поводом послужила его личная позиция: он не принимал и открыто осуждал грабежи и насилие, чинимые в городе большевиками.
Такое порицание и противостояние новой власти не могло не вызвать ответной меры. В 1918 году председатель уездного исполнительного комитета Л.А. Ме-ранвиль собрал учителей города и объявил об упразднении уроков Закона Божия в учебных заведениях. Отец Порфирий выступил с ответной речью — он был против реализации в Белгороде советского декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Спустя несколько дней, в начале января 1919 года, его арестовали…
Несмотря на угрозы расстрелом, отец Порфирий продолжал усердно молиться, находясь в камере. Беспокоила его оставленная без кормильца большая семья — матушка Ольга и семеро детей. Верные и любящие батюшку прихожане Кошарского храма сразу же после его ареста написали в революционный трибунал ходатайство о помиловании отца Порфирия. А от Успенско-Николаевского собора было написано особое ходатайство во Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК) за подписями 56 прихожан. Белгородская ЧК условием освобождения арестованного установила плату пяти тысяч рублей. Но единственным доходом в семье было жалованье батюшки. Матушка Ольга просила войти в бедственное положение семьи и освободить отца протоиерея без уплаты денег. Но все просьбы и старания остались без внимания. Постановлением коллегии БЧК протоиерея Порфирия Амфитеатрова осудили 13января 1919 года и приговорили к расстрелу. Приговор «расстрелять, как старого пропагандиста против советской власти и вредного элемента для таковой» привели в исполнение в тот же день.
Присутствовавший при расстреле сотрудник тюрьмы впоследствии вспоминал: «Священник, стоя лицом к стрелявшим в него, усиленно молился Богу и беспрерывно крестился. Первым залпом священник был ранен, но не упал. Продолжая стоять, он не переставал молиться. После второго залпа священник застонал, вскрикнул «Господи!» и снова перекрестился. Последовал третий залп, а за ним четвертый, после которого священник зашатался и со стоном свалился в яму». Тело расстрелянного батюшки так и не было найдено.
Добрая память
Матушка Ольга Романовна умерла во время ленинградской блокады. Из семерых детей никого в живых уже не осталось. Последней в 1981 году скончалась дочь Неонила Порфирьевна, — в том же году, когда Русская зарубежная церковь включила её отца в Собор новомучени-ков и исповедников российских в лик священномучеников. Из десяти внуков протоиерея двое погибли в ополчении под Ленинградом во время Великой Отечественной войны. Брат отца Порфирия, протоиерей Никита Амфитеатров, трагически погиб в 1918 году.
20 апреля 2000 года протоиерей Порфирий Амфитеатров реабилитирован прокуратурой Белгородской области.
Отец Порфирий оставил о себе добрую память. Уроженец Белгорода и выпускник Курской духовной семинарии, он связал свою жизнь с родным городом и уездом. Будучи слабый здоровьем, с большим трудом передвигаясь (следствие болезни его ног), батюшка всего себя отдал христианскому служению. Местный учитель на последней службе протоиерея в Кошарах сказал о нем верные слова: «Дай Бог таких батюшек побольше. Вся его забота была о спасении душ стада Христовой Церкви».
Маргарита ТЕРЁХИНА