Декабрист и просветитель

Декабрист и просветительОн стал основателем первой в России семейной школы на собственном хуторе

> В этом году исполняется 220 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Градовского -декабриста, участника Отечественной войны 1812 года.

Он родился в дворянской семье в Смо­ленской губернии, точное место рожде­ния не известно. Прошел всю войну, сражался на Бородинском поле, под Ма­лоярославцем и Вязьмой, имел несколь­ко воинских наград за храбрость, в том числе медаль «За взятие Парижа». После войны служил в действующих войсках в Москве и Екатеринославе.

В «Союзе благоденствия»

Патриотический подъем после победо­носной Отечественной войны, сближение будущих декабристов-участников войны с простыми солдатами и народом, револю­ционная обстановка в европейских стра­нах положили начало декабристскому дви­жению в России. Первые тайные общества возникли вскоре после окончания загра­ничных походов русской армии.

Дмитрий Градовский не был исклю­чением — с 1819 года он был членом тайного общества «Союз благоденствия». Это была самая многочисленная из де­кабристских организаций: в ней состоя­ло более двухсот человек. Основными целями общества были ограничение са­модержавия, введение конституционной формы правления, демократические ре­формы в разных областях государствен­ной жизни, причем члены «Союза» возлагали надежду добиться этого мир­ным путем. Большое значение «Союз благоденствия» придавал просветитель­ной деятельности среди народа. Члены общества, имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян, де­лать достоянием гласности факты жесто-

кого обращения с крепостными, бороться с продажей их поодиночке. Следовало до­биваться устранения из армейского бы­та произвола, жестоких наказаний, руко­прикладства.

Однако с ростом недовольства угне­тенных масс и нарастанием революцион­ного движения в европейских странах в «Союзе» стали преобладать сторонники решительного и открытого натиска на са­модержавие. В январе 1821 года общест­во было распущено, а вместо него образо­ваны более радикальные организации -Южное (на Украине) и Северное (в Санкт-Петербурге) общества. 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге произошло со­бытие, которое потрясло основы Россий­ской империи. Представители самых из­вестных дворянских родов, служившие в русской армии, восстали против само­державия. Участники тех событий искрен­не верили в грядущее после победы вос­стания обновление России и в светлое будущее российского общества.

Однако восстание на Сенатской пло­щади было разгромлено, начались по­вальные аресты и заключение в крепость его участников и причастных к тайным обществам. Еще ранее император Нико­лай I приказал «оставить без внимания» членов «Союза благоденствия». Поэтому Дмитрий Дмитриевич к следствию не при­влекался, но находился под секретным надзором.

В 1829 году был уволен в отставку в чи­не майора. При увольнении он обязался жить в селе Лосевка Слободско-Украин-ской губернии (сейчас Харьковская об­ласть). Женившись на дочери местного

помещика Ивана Лосева, он вскоре пе­реехал в полученный в качестве при­даного хутор Волчий Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне Волоко-новский район).

На ниве просвещения

Молодой барин быстро завоевал сим­патии не только соседских помещиков, но и самих хуторян. Он был всесторонне образованным человеком, хорошо раз­бирался в садоводстве. За непродолжи­тельное время облагородил жизнь своих крестьян — а их было 80 душ: помог при каждом доме завести фруктовый сад, уменьшил оброк для землепашцев, по­строил на хуторе водяную мельницу и завод по производству селитры. Исполь­зуя полученный практический опыт на заводе, издал в Петербурге книгу «Крат­кое руководство для добывания нелит-рованной селитры».

Самым впечатляющим деянием Дмитрия Градовского было открытие в своем селении — хуторе Волчий Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне Волоконовский район) так называемой семейной школы, в которой могли учиться как дворянские, так и крестьянские дети.

Градовский активно участвовал в жиз­ни губернии — был почетным смотрите­лем Валуйского уездного училища, при­обретал учебники и учебные пособия, жертвовал деньги для учеников из бед­ных семей. Увлекался этнографией, по просьбе Воронежского губернского ста­тистического комитета занимался крае­ведением, был избран членом-коррес­пондентом комитета.

Еще когда он состоял в «Союзе благо­денствия», ему вместе с другими наибо­лее подготовленными революционерами поручили разработку программы всеоб­щего народного образования.

Изучив педагогические труды Песта-лоцци, Руссо, Коменского, Дмитрий Дмит­риевич ввел в программу обучения своей школы принципы воспитания на лоне природы и методы непосредственного общения учителя и ребенка. Из Харькова и Воронежа он выписал лучшие учебники и наглядные пособия, из Петербурга пригласил известного воспитателя Гри­гория Елисеева. Преподавание естест­вознания Градовский взял на себя, так как прекрасно знал ботанику и агрономию.

Занятия велись круглый год, по че­тыре часа в день. Остальное время рас­пределялось между прогулками, играми, работами на огороде и в крольчатнике. Дворяне уезда и даже соседских губер­ний присылали в школу своих детей. Учились здесь и сыновья Градовского.

Старший сын Николай окончил Харь­ковский университет, служил в судебных органах, в департаменте духовных дел, был мировым судьей в Валуйском уезде. Младший Александр стал известным рос­сийским историком, основоположником государственного права как науки в Рос­сии. В 28 лет он уже был профессором Петербургского университета. Старшие по возрасту коллеги-ученые в шутку на­зывали его вундеркиндом, на что Алек­сандр Дмитриевич всерьез отвечал: «И вы были бы вундеркиндами, если бы в хуторе Волчьем Валуйского уезда окон­чили школу моего отца». В числе выпуск­ников школы был Николай Александро­вич Корф — представитель белгородской ветви рода баронов Корфов, ставший в дальнейшем одним из первых народных учителей.

К сожалению, портретов Д.Д. Градов­ского не сохранилось. Но этот незауряд­ный человек оставил о себе добрую па­мять на новой малой родине, где прожил почти сорок лет…

Ксения БЕЛОУСЕНКО

Exit mobile version