Warning: Undefined array key 1 in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 86
Он стал основателем первой в России семейной школы на собственном хуторе
> В этом году исполняется 220 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Градовского -декабриста, участника Отечественной войны 1812 года.
Он родился в дворянской семье в Смоленской губернии, точное место рождения не известно. Прошел всю войну, сражался на Бородинском поле, под Малоярославцем и Вязьмой, имел несколько воинских наград за храбрость, в том числе медаль «За взятие Парижа». После войны служил в действующих войсках в Москве и Екатеринославе.
В «Союзе благоденствия»
Патриотический подъем после победоносной Отечественной войны, сближение будущих декабристов-участников войны с простыми солдатами и народом, революционная обстановка в европейских странах положили начало декабристскому движению в России. Первые тайные общества возникли вскоре после окончания заграничных походов русской армии.
Дмитрий Градовский не был исключением — с 1819 года он был членом тайного общества «Союз благоденствия». Это была самая многочисленная из декабристских организаций: в ней состояло более двухсот человек. Основными целями общества были ограничение самодержавия, введение конституционной формы правления, демократические реформы в разных областях государственной жизни, причем члены «Союза» возлагали надежду добиться этого мирным путем. Большое значение «Союз благоденствия» придавал просветительной деятельности среди народа. Члены общества, имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян, делать достоянием гласности факты жесто-
кого обращения с крепостными, бороться с продажей их поодиночке. Следовало добиваться устранения из армейского быта произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства.
Однако с ростом недовольства угнетенных масс и нарастанием революционного движения в европейских странах в «Союзе» стали преобладать сторонники решительного и открытого натиска на самодержавие. В январе 1821 года общество было распущено, а вместо него образованы более радикальные организации -Южное (на Украине) и Северное (в Санкт-Петербурге) общества. 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге произошло событие, которое потрясло основы Российской империи. Представители самых известных дворянских родов, служившие в русской армии, восстали против самодержавия. Участники тех событий искренне верили в грядущее после победы восстания обновление России и в светлое будущее российского общества.
Однако восстание на Сенатской площади было разгромлено, начались повальные аресты и заключение в крепость его участников и причастных к тайным обществам. Еще ранее император Николай I приказал «оставить без внимания» членов «Союза благоденствия». Поэтому Дмитрий Дмитриевич к следствию не привлекался, но находился под секретным надзором.
В 1829 году был уволен в отставку в чине майора. При увольнении он обязался жить в селе Лосевка Слободско-Украин-ской губернии (сейчас Харьковская область). Женившись на дочери местного
помещика Ивана Лосева, он вскоре переехал в полученный в качестве приданого хутор Волчий Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне Волоко-новский район).
На ниве просвещения
Молодой барин быстро завоевал симпатии не только соседских помещиков, но и самих хуторян. Он был всесторонне образованным человеком, хорошо разбирался в садоводстве. За непродолжительное время облагородил жизнь своих крестьян — а их было 80 душ: помог при каждом доме завести фруктовый сад, уменьшил оброк для землепашцев, построил на хуторе водяную мельницу и завод по производству селитры. Используя полученный практический опыт на заводе, издал в Петербурге книгу «Краткое руководство для добывания нелит-рованной селитры».
Самым впечатляющим деянием Дмитрия Градовского было открытие в своем селении — хуторе Волчий Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне Волоконовский район) так называемой семейной школы, в которой могли учиться как дворянские, так и крестьянские дети.
Градовский активно участвовал в жизни губернии — был почетным смотрителем Валуйского уездного училища, приобретал учебники и учебные пособия, жертвовал деньги для учеников из бедных семей. Увлекался этнографией, по просьбе Воронежского губернского статистического комитета занимался краеведением, был избран членом-корреспондентом комитета.
Еще когда он состоял в «Союзе благоденствия», ему вместе с другими наиболее подготовленными революционерами поручили разработку программы всеобщего народного образования.
Изучив педагогические труды Песта-лоцци, Руссо, Коменского, Дмитрий Дмитриевич ввел в программу обучения своей школы принципы воспитания на лоне природы и методы непосредственного общения учителя и ребенка. Из Харькова и Воронежа он выписал лучшие учебники и наглядные пособия, из Петербурга пригласил известного воспитателя Григория Елисеева. Преподавание естествознания Градовский взял на себя, так как прекрасно знал ботанику и агрономию.
Занятия велись круглый год, по четыре часа в день. Остальное время распределялось между прогулками, играми, работами на огороде и в крольчатнике. Дворяне уезда и даже соседских губерний присылали в школу своих детей. Учились здесь и сыновья Градовского.
Старший сын Николай окончил Харьковский университет, служил в судебных органах, в департаменте духовных дел, был мировым судьей в Валуйском уезде. Младший Александр стал известным российским историком, основоположником государственного права как науки в России. В 28 лет он уже был профессором Петербургского университета. Старшие по возрасту коллеги-ученые в шутку называли его вундеркиндом, на что Александр Дмитриевич всерьез отвечал: «И вы были бы вундеркиндами, если бы в хуторе Волчьем Валуйского уезда окончили школу моего отца». В числе выпускников школы был Николай Александрович Корф — представитель белгородской ветви рода баронов Корфов, ставший в дальнейшем одним из первых народных учителей.
К сожалению, портретов Д.Д. Градовского не сохранилось. Но этот незаурядный человек оставил о себе добрую память на новой малой родине, где прожил почти сорок лет…
Ксения БЕЛОУСЕНКО