Руси великое крещенье

Руси великое крещенье28 июляодно из главных событий в духовной и культурной жизни славянских народов

> Православная вера пришла на Русь в 988 год/, а на белгородской земле приобщение к ней началось в 992 год/. Но лишь спустя тысяч/ лет в нашем календаре появился праздник в честь одной из главных вех в истории страны. С предложением придать этом/ историческом/ событию государственный статус выступила Русская православная церковь. Согласно указу Президента в 2010 году День Крещения Руси пополнил список государственных памятных дат.

Благодаря летописям, дошедшим до наших времен, мы знаем, что Крещение Руси было в 988 году, и связано это клю­чевое для русского народа событие с именем святого князя Владимира, кото­рого церковь называла святым равноапо­стольным, историки — Великим, а народ ласково — Владимир Красное Солнышко. Его память чтят 28 июля.

Владимир был внуком княгини Ольги, которая приняла христианство в Констан­тинополе. На престол Владимир взошел в 17 лет, первые шесть из которых, согласно преданиям, посвятил походам. В это вре­мя он был язычником и слыл любителем шумных застолий и военных походов.

В 983 году, после удачного военного похода, князь Владимир решил отблаго­дарить языческих богов и принести им че­ловеческую жертву. Жребий пал на юно­го Иоанна, однако его отец, который был христианином, не хотел, чтобы сын стал жертвой языческих ритуалов. Так на Руси появились первые мученики Федор и Ио­анн (их вспоминают 25 июля).

В летописи об «испытании вер» гово­рится, что к киевскому князю в 986 году прибывали послы от разных народов, которые призывали владыку принять их веру. По приданиям, в Киев первыми пожаловали волжские болгары мусуль­манской веры, нагрянули чужеземцы из Рима, которые проповедовали латинскую веру, и хазарские евреи, исповедовавшие иудаизм. Последним к Владимиру при­был проповедник из Византийской импе­рии, поведавший князю о православной вере. Однако тот не спешил обращаться в христианство.

В 988 году Владимир захватил Корсунь (Севастополь) и потребовал у императо­ров Визайтии Василия II и Константина VIII выдать за него замуж их сестру Анну, в противном случае он обещал повести войска на Константинополь. Императорам ничего не оставалось, как согласиться, но они потребовали у Владимира провести обряд крещения, так как хотели, чтобы их сестра выходила замуж за единовер­ца. Так в Корсуне вместе с дружинниками князь принял крещение, после чего состо­ялось бракосочетание Владимира и Анны.

По возвращении в Киев князь окрестил своих детей от предыдущих жен, а массо­вое крещение киевлян состоялось у места впадения в Днепр реки Почайны. После Киева христианство пришло в другие горо­да Киевской Руси.

Приобщение

к христианской вере

На Белгородчине приобщение к христи­анской вере началось в 992 году. Белгород­ская епархия была образована одной из первых в России. Церковной жизнью тогда управлял Константинопольский патриарх, так как, приняв от греков веру, Русь попала в юрисдикцию Византии. Патриарх направил на Русь митрополита, который ему подчи­нялся. Первоначально это были митропо­литы из греков. Митрополиту подчинялись епископы, стоящие во главе церковных об­ластей — епархий. Первым Белгородским епископом стал Никита (992-1022 гг.) Но под ударами орд Батыя в 1239 году Белгород­ская епархия перестала существовать.

В 1596 году царь Феодор Иоаннович (сын Иоанна Грозного) повелел основать город-крепость Белгород. Была возведена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, ставшая впоследствии главным каменным храмом Свято-Троицкого мужско­го монастыря — резиденции Белгородских епископов и митрополитов. Но Белгородская епархия тогда не была восстановлена. Лишь в 1667 году по велению царя Алексея Михайловича Белгород вновь стал Кафе­дральным городом. Белгородская епархия была возобновлена для «более успешного пастырского надзора», т.е. миссионерских целей на южных окраинах Руси. Первым митрополитом Белгородским и Обоянским стал Феодосий.

Дано по вере

Какие же положительные явления при­несло христианство на Русь и, в частно­сти, на территорию современной Белго-родчины?

Прежде всего, это, конечно, первый славянский алфавит, созданный святыми Кириллом и Мефодием. В Белгороде суще­ствует храм во имя этих святых при право­славной гимназии.

Благодаря обретению христианской веры, восточные славяне, в том числе жив­шие на территории современной Белгород-чины, стали приобщаться к византийской образованности и культуре как светской, так и духовной.

И сегодня Белгородская область вы­деляется из числа других регионов страны активной работой в сфере духовно-нрав­ственного просвещения, сотрудничества си­стемы образования и церкви. Так, в школе изучается предмет «Основы православия», а самые юные белгородцы имеют возмож­ность посещать детские сады православной направленности — «Покровский», «Рождественский» и «Владимирский». Последний, как вы понимаете, назван так в честь равно­апостольного князя Владимира.

Благодаря поддержке правительства об­ласти в Белгороде была образована духов­ная семинария.

На Белгородчине в последние десяти­летия активно строятся новые и восстанав­ливаются разрушенные храмы. Решением Священного синода Русской православной церкви сначала образовывается Белго­родская епархия, а потом — Белгородская митрополия. Ее возглавил архиепископ, а затем митрополит Белгородский и Старо-оскольский Иоанн. Кроме того, владыка Ио­анн возглавляет в Московском патриархате миссионерский отдел. А еще он является действительным членом — академиком Пе­тровской академии наук, Международной Кирилло-Мефодиевской академии славян­ского просвещения, почетным профессо­ром НИУ «БелГУ». В 2006 году «за подвиж­ническую просветительскую деятельность» был номинирован на национальную премию «Человек года — 2006».

Впрочем, всего что дало нам приобще­ние к христианской вере, просто не пере­числить.

Благодарность потомков

Но вернемся к Крещению Руси и челове­ку, благодаря которому это произошло.

Благодарные белгородцы воздвигли кня­зю Владимиру памятник. Его торжественное открытие состоялось 4 августа 1998 года. Это самый высокий в городе монумент — 22 метра, а в мире — самый большой памятник Крестителю Руси. Деньги на его создание собирали за счет добровольных пожертво­ваний и средств спонсоров. Памятник состо­ит из двух смысловых ярусов, украшенных горельефами, а венчает их фигура самого князя. Он стоит на лавровом венке, что его возносит над миром. В правой руке он дер­жит крест — символ своего главного деяния -крещения Руси, и благословляет распро­стершийся у его ног Белгород и всю русскую землю. В левой руке князя находится щит, дающий понять, что он обеспечит надежную защиту славянским народам, объединен­ным корнем происхождения и веры.

Отмечаем с размахом

День Крещения Руси отмечается широко со дня его учреждения во многих россий­ских городах, в том числе и в Белгороде. С особенным размахом они прошли в 2013 году, когда отмечалось 1025-летие креще­ния Руси. По всем городам и поселкам про­катилась волна колокольного звона «Слава тебе, Боже!». Во всех храмах митрополии состоялись торжественные богослужения. А на Народном бульваре Белгорода прошел музыкальный фестиваль «Руси Крещение Великой!», в библиотеках города и выста­вочном зале «Родина» были организованы тематические выставки.

В селе Холки Чернянского района про­шел православный молодежный междуна­родный фестиваль «Братья». Его участни­ками стали представители трех славянских государств — России, Белоруссии и Украины.

И сегодня мы вновь отмечаем замеча­тельный праздник-День Крещения Руси. С праздником вас, дорогие белгородцы!

Елена ВОЛОДИНА

ФОТО БОРИСА ЕЧИНА