«Борис Годунов» в декорациях и рисунках

«Борис Годунов» в декорациях и рисункахИсторический экскурс

О начале сценической истории трагедии А. С. Пушкина

> В Белгородской универсальной научной библиотеке — новая художественная экспозиция.

Это яркое событие и для библиотеки, и для города, так как Российская государственная библиотека искусств открыла свои фонды для широкой публики Белгородчины. На выставке представлены копии тонированных литографий к первой постановке трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».

Такие реальные исторические фигуры как Петр I, Емельян Пугачев, Борис Годунов, привлекали внимание Пушкина. Борис Годунов стал первым избранным царем, он же парадоксальным образом был и самым нелюбимым монархом у своего народа. Личность в масштабах русской истории весьма интересная и противоречивая. И Пушкин, создавая историческую трагедию «Борис Годунов», стремился «воскресить минувший век во всей его истине». Трагедия была закончена в 1825 году. Автор остался доволен своим трудом. Но несколько лет он тщетно добивался возможности опубликовать пьесу. С цензурными изъятиями и сокращениями трагедия впервые была поставлена лишь в 1870 году- через сорок пять лет после создания. В Санкт-Петербурге на Мариинской сцене труппой Александринского театра «Борис Годунов» был показан режиссером Александром Яблочкиным. Для спектакля было выполнено шестнадцать декораций. Четырнадцать из них принадлежали кисти М. А. Шишкова и две -М. И. Бочарова. Оба художника считались в то время лучшими петербургскими театральными оформителями. Обычно декорации сохраняются недолго. Но Матвей Андреевич Шишков издал альбом, куда вошли копии рисунков декораций к трагедии Пушкина. Они все показаны на выставке, и белгородцы легко могут себе представить, что видели зрители на сцене Мариинского театра в 1870 году.

По традиции того времени пейзажные и архитектурные декорации создавались разными художниками. Пейзажные декорации к двум картинам трагедии — «Девичье поле. Новодевичий монастырь» и «Сад при доме Мнишека» — написал М. И. Бочаров, остальные принадлежат М. А. Шишкову. Считается, что наиболее удачными декорациями у художника получились сцены в Кремле и Кремлевском дворце.

Зрителям предлагались потрясающе красивые и архитектурно точно выполненные изображения покоев Теремного дворца, ансамбля Соборной площади.

Всего в экспозиции 36 художественных работ. Кроме рисунков к декорациям трагедии Пушкина, посетители увидят «Портрет царя Бориса Годунова» — факсимильную копию листа «Большой государственной книги» (1672 г.), символы царской власти — «Державу Мономахову» и «Шапку Мономаха» — листы из альбома академика Ф. Г. Солнцева «Древности Российского государства в 6-ти отделениях». А также пять копий листов из альбома «История России в картинах» (рисунки художников А. Нидермана, Р. Молвы и других).

Все рисунки сделаны с редкой тщательностью, в том числе костюмы, а для этого художник Шишков изучил их конструкцию. Четыре работы на выставке непосредственно посвящены костюмам, там детально прорисованы элементы царской и боярской одежды XVII столетия.

Редкая экспозиция открывает широкую дорогу для дальнейшего развития партнерского сотрудничества библиотек федерального и регионального уровней. Приглашаем всех желающих посетить нашу выставку.

Юлия ГУМЕНОВА

Exit mobile version