Событие
Первый карильонный фестиваль в Белгороде завершился уникальным концертом
> Более пяти лет белгородцы наслаждаются чарующими звуками карильона. А в этом году первый карильонный фестиваль принес новые открытия не только жителям Белгорода. Волшебство гармоничного звона смогли оценить в Губкине, Старом Осколе, Красной Яруге и Прохоровке.
Идея славянского фестиваля карильонной музыки на Белгородчине родилась у Тимура Халиуллина в Санкт-Петербурге. Там он успешно выступил на единственном тогда в России карильонном фестивале «Музыка над городом». В 2016 году на всероссийском образовательном форуме «Таврида» проект фестиваля «Белгородский звон» студентки Белгородского музыкального колледжа им. С. Дегтярева и ученицы Тимура Халиуллина Анастасии Хлюпиной получил высшую награду. Она получила грант на организацию Международного фестиваля карильонной музыки. Также проект фестиваля и концертов «Белгородский звон» стал лауреатом региональной премии «Гражданская инициатива» в номинации «Духовное наследие».
Фестиваль «Белгородский звон» представил семь бесплатных концертов с участием музыкантов из России и Бельгии, выступления театра огненных мистерий Shadows, танцевальных коллективов и игру удивительного терменвокса. Жители Белгородчины увидели и услышали единственный в России передвижной карильон. Инструмент был изготовлен на Королевской колокололитейной фабрике в Голландии. Он состоит из 51 колокола весом около четырёх тонн.
Концертную программу открыл один из ведущих карильонистов мира, композитор и виртуоз Йозеф Виллем Хаазен — выпускник и почетный директор Королевской консерватории Антверпена и Королевской школы карильона им. Жефа Денейна в Мехелене (Бельгия). Его можно назвать отцом карильонной музыки на Белгородчине.
«Еще Петр Первый привез карильон-ную традицию в Россию. Сегодня она продолжается, особенно в Санкт-Петербурге. Есть карильон в Петропавловской крепости, Петергофе и здесь, в Белгороде. В Бельгии есть чудесный город Малин, который имеет колокольную традицию уже более 600 лет. Оттуда к нам и пришло выражение „малиновый звон“, связав дружбой Россию и Бельгию. Мне очень понравился Белгород — уютный и приятный город, в котором ощущается положительный и свежий дух», — с радостью отметил Йозеф Хаазен.
«Это первый фестиваль, в котором я принимаю участие как исполнитель и организатор. Для мировой карильонной музыки концерты на Белгородчине — очень большое событие. Столько звонарей в одном месте, которые играют на прекрасном инструменте голландской фабрики», -сказал Тимур Халиуллин.
Карильонное исполнительство в привычном понимании — уличные концерты, когда колокола находятся на высоте нескольких десятков метров. Самого карильониста обычно не видно, концерты проходят без ведущих, без программы, красивых подсветок, без сочинений. Поэтому белгородский фестиваль очень отличается своей уникальностью. Заключительный концерт в нем — самый яркий и важный. Карильон установлен на сцене, он может быть расставлен в любых модификациях, звучит с трубой, симфоническим оркестром, оркестром русских народных инструментов. И все это мировые премьеры — музыку композиторы написали специально для этого фестиваля.
— В Европе я слышала карильонную музыку только на открытом воздухе, а в зале — впервые. Я специально приехала из Москвы, чтобы увидеть своими глазами этот необыкновенный концерт. В зале можно сосредоточиться и по-другому оценить возможности инструмента. Я никогда не слышала, чтобы карильон звучал совместно с оркестрами. Надеюсь, что традиция карильонной музыки в Белгороде будет развиваться, — рассказала Елена Лащенко.
Победительница «Тавриды» Анастасия Хлюпина поделилась своими ощущениями:
— Это потрясающе, когда у тебя на глазах рождаются новые произведения. На репетициях мы могли наблюдать за их появлением. Зрители горячо откликнулись, а значит -мы будем продолжать!
Знаковым событием фестиваля стал выход первого компакт-диска карильонной музыки «Белгородский звон».
Оксана ЗАКУТСКАЯ