Памяти связующая нить

Памяти связующая нитьГерои эпохи

Легендарная белгородка не подвластна возрасту

Преодоление себя

Она записалась добровольцем на фронт сразу после окончания школы в городе Белово Кемеровской области. После краткосрочных курсов медсестёр спасала раненых на поле боя, восстанавливала порывы телефонной связи, сдавала свою кровь. И… как и все девушки, мечтала о большой и красивой любви.

— Порой и обижали нас неловким, грубым словом, — говорит она, — но на передовой было не до сантиментов.

После войны вернулась домой — работы нет, есть нечего. Дом по самую крышу врос в землю. Старший брат Женя погиб. На столе две похоронки — на него и на неё, Машу. Порвала свою, обняла маму: «Значит, жить буду долго».

Мария Денисовна не очень любит вспоминать, что в малолетнем возрасте упала с моста в полноводный Енисей. Отец, спасая её, заболел воспалением лёгких. А у нее страх перед водой остался на всю жизнь. Смогла перебороть его только во время форсирования Днепра, когда из красной от крови воды, осенив себя крестным знамением, вытаскивала на берег живых. А плавать так и не научилась. Только в этом году, накануне Дня Победы, собрав всю волю в кулак, обратилась к инструктору по дайвингу Ю. Колбину с просьбой погрузить ее под воду на дно бассейна спорткомплекса Светланы Хоркиной.

— Меня все спрашивают, не страшно ли было прыгать с высоты трех километров (речь идет о прыжке с парашютом — ред.). Считают смелой. А мне стыдно, что я воды боюсь, плавать не умею, — объяснила Ю. Колбину своё желание.

— Не переживайте, я тоже не умею, — пошутил Юрий Николаевич. — Вместе будем учиться.

Всю жизнь она занималась спортом, участвовала во всех школьных состязаниях. Одна из первых в классе получила значок «Ворошиловского стрелка», тогда ещё в ОСОАВИАХИМе. И сейчас позиции не сдаёт, летает на дель-талёте клуба «Академия-авиа» с личным инструктором Вадимом Максименко, ждёт, когда раскрасят небо над звонницей аэростаты «Небосвода Белогорья», как почётный член региональной общественной организации ДОСААФ участвует в уроках мужества в учебных заведениях. И, несмотря ни на что, каждое утро делает зарядку, как бы ни болели суставы, -обязательно несколько кругов вокруг дома на Щорса.

Она полюбила Белгород всей душой, прикипела сердцем. Где только не была, — и в Казахстане, и в Таджикистане, — а лучше и чище города нет.

В мирной жизни

После войны Мария Денисовна двадцать пять лет с мужем жила на Западной Украине. Работала медсестрой, муж ловил по лесам бандеровцев. Замуж вышла в 1946 году за однополчанина, боевого командира миномётного взвода. Вместе воспитывали двоих детей от его первого брака, троих сирот от его сестры и свою дочь Людмилу. Всех вырастили, всем дали образование. Жизнь помотала ее по белу свету, но нигде не сидела без дела. Работала и в геологоразведке, и полы мыла, и заведовала детскими яслями на урановых рудниках, пригодилась как грамотный, толковый специалист в отделе кадров и в пенсионном отделе. Выйдя на пенсию, пошла работать на витаминный

комбинат. Работала всю жизнь. А ещё вела переписку со своими фронтовыми друзьями. Писали ей со всего Советского Союза, благодарили за спасённые жизни. Сейчас уже и нет никого, вздыхает. Осталась одна…

При встрече с Колтаковой поражаешься её активной жизненной позиции, её умению удивлять и удивляться, шутить и смеяться над трудностями.

«Я не умру, пока вы не приедете…»

Мария Денисовна поделилась радостной новостью из Донбасса. В Харцызске активисты общественного движения «Донецкая республика» помогли разыскать её однополчанку, санинструктора 195-й отдельной мотострелковой разведроты Марию Васильевну Невинных.

Семьдесят пять лет назад они

воевали в 121-й дивизии на Воронежском фронте, вытаскивали из-под огня раненых. Обе Марии имеют боевые награды: Мария Денисовна — орден Славы третьей степени, Мария Васильевна — орден Красной Звезды, обе награждены медалями «За боевые заслуги», орденами Отечественной войны первой степени, обе были ранены под Воронежем.

…Когда с заветным адресом в руках, разыскав нужный дом и подъезд, я зашла в квартиру, то, встретившись взглядом с сидевшей на кровати женщиной, замерла, боясь поверить в чудо.

Познакомились. Мария Васильевна поделилась воспоминаниями, как их разведгруппу отправили на задание, как они попали в засаду и как многие погибли… Она помнит всех своих боевых товарищей, командира разведроты Яковенко. На прощание попросила:

— Приезжайте с Машей. Я не умру, пока вы не приедете, хорошо?

— Хорошо.

Я дала себе слово сделать всё, чтобы встреча двух однополчан, вместе воевавших на Воронежском фронте 75 лет назад, состоялась. Мария Денисовна согласилась ехать сразу же: «Я думала, что из санинструкторов осталась одна, а теперь нас двое».

Две Марии: через годы, через расстояния

Они долго вглядываются друг в друга, как будто отматывают ленту жизни на 75 лет назад, потом обнимаются и молчат. Молчим и мы. Мария Васильевна, улыбаясь, говорит Колтаковой:

— Ты красивая. Лет 80 можно дать.

Это звучит как комплимент, Мария Денисовна смущается. Берёт пилотку и одевает боевой подруге:

— Чтобы не сдавалась! Встреча получилась очень трогательной. Марии Васильевне привезли подарки, в том числе конфеты старооскольской фабрики — с ее родины, куда она так мечтала съездить хотя бы раз… И коробочку с родной белгородской землей. Она бережно достаёт щепотку земли, вдыхает её запах и целует. Мы отворачиваемся, не в силах сдержать слёз.

Мария Денисовна прикалывает на жилетку Невинных нагрудный знак от Всероссийского Совета ветеранов.

— Держи. Белгородский Совет ветеранов награждает тебя этой медалью. И дарит тебе подарок. А это от меня…. — и тёплая шаль укутывает плечи Марии Васильевны.

Подняли бокалы шампанского -за жизнь, за Победу!

— Будем жить! — улыбаются ветераны, которых язык не поворачивается назвать старушками. Хотя одной девяносто семь с половиной лет, а другая всего на два года младше.

Ольга СЕВЕРИНА

Exit mobile version