Warning: Undefined array key 1 in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 86
Страховщики занялись ремонтом поврежденных автомобилей, отодвинув на второй план денежные выплаты
> Интенсивность автомобильного движения год от года увеличивается, а вместе с ним и число дорожно-транспортных происшествий. Изменения закона об ОСАГО, вступившие в силу 28 апреля, устанавливают преимущество натурального возмещения владельцам машин убытков от аварии перед денежной компенсацией. В связи с этим многие читатели газеты интересуются нюансами новых взаимоотношений страховых компаний и владельцев полиса «автогражданки».
О том, как отныне будет производиться возмещение убытков от ДТП, рассказал управляющий отделения «Белгород ГУ Банка России по ЦФО» Андрей Беленко. Он отметил: «Основная цель нововведений — улучшение качества клиентского сервиса. Банк России рассчитывает, что приоритет ремонта в ОСАГО будет способствовать повышению доступности этого вида страхования». Новые правила действуют лишь по новым договорам ОСАГО в отношении автомобилей, которые зарегистрированы в Российской Федерации.
В случае ДТП производится осмотр поврежденного транспортного средства и проводится независимая техническая экспертиза. После этого страховая компания выдает автовладельцу направление на ремонт с последующей оплатой выполненных работ. Следует учесть, что гражданину должен быть предложен перечень всех СТО, с которыми у страховщика заключены договоры. Упомянутый список с указанием адресов места нахождения СТО, марок обслуживаемых машин и ориентировочных сроков проведения ремонта страховые организации обязаны размещать на сайте. Таким образом, автовладелец до заключения договора ОСАГО может самостоятельно провести мониторинг сайтов различных страховых компаний и после сравнения списков возможных СТО выбрать приемлемый для себя вариант.
Станция технического обслуживания, которая может быть предложена клиенту, обязана соответствовать ряду установленных законом требований. Так, она должна находиться не дальше чем за 50 км от места жительства гражданина или от места ДТП. Срок проведения ремонта не должен превышать 30 рабочих дней. Законом предусмотрено сохранение гарантийных обязательств для автомобилей не старше двух лет. Их ремонт производится только у официальных дилеров.
Для самостоятельной организации ремонта на СТО, с которой у страховой компании нет договора, гражданин должен получить письменное согласие страховщика. При этом в заявлении указывается полное наименование выбранной станции технического обслуживания, ее адрес и платежные реквизиты для оплаты страховщиком ремонтных работ.
Следует учесть, что отныне за качество ремонта отвечает страховая компания. В случае каких-либо проблем, автовладельцу нужно обратиться с претензией к страховщику, который обязан рассмотреть жалобу в соответствии с установленным регламентом.
Андрей Николаевич рассказал: «В настоящее время готовится новая редакция правил страхования, в которой требования по организации ремонта будут закреплены». За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1 % от размера страхового возмещения за каждый день просрочки, а за нарушение сроков ремонта — 0,5% от размера страхового возмещения.
При осуществлении восстановительного ремонта поврежденного автомобиля износ деталей и агрегатов, в отличие от денежной выплаты, не учитывается. Таким образом, запрещается замена деталей машины на запасные части, бывшие в употреблении. Это возможно лишь по соглашению между страховщиком и автовладельцем. Например, в случае, когда осуществляется ремонт марки автомобиля, на который уже не выпускаются запчасти.
Гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного автомобиля составляют не менее 6 месяцев, а на кузовные и покрасочные работы ?12 месяцев. Напомним, ответственность за качество и сроки ремонта несет страховая компания. При выявлении недостатков проведенного ремонта автовладелец указывает их в акте приема-передачи при получении транспортного средства на СТО, после чего обращается с заявлением к страховщику.
Законодательно прописаны случаи, когда после аварии можно получить возмещение ущерба деньгами. Во-первых, уничтожение машины в результате ДТП, когда нет возможности ее восстановить. Во-вторых, при нанесении автомобилю ущерба в размере, превышающем установленный лимит страховой выплаты — 400 тыс. рублей. В-третьих, в случае причинения тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также ДТП с летальным исходом.
Банк России вправе наказывать страховые компании, которые в течение года неоднократно нарушат обязательства по ОСАГО, в том числе по организации и оплате восстановительного ремонта. Они могут быть лишены права заниматься натуральным возмещением ущерба от ДТП. Андрей Беленко подчеркнул: «Если страховщик не может организовать проведение качественного ремонта и у него отсутствуют договоры с СТО, которые соответствуют требованиям, то он продолжит осуществлять возмещение в денежной форме».
Михаил ПАВЛОВ