Искусство понимать намеки

Искусство понимать намекиШкола жизни

Как сказка помогает узнать себя

Останусь, пока ветер не переменится — помните эти слова Мэри Поппинс? Каждому она припасла свое лекарство еще в самом начале сказки. И путешествие по жизни превратилось в настоящий сказ, научивший героев видеть свое отражение.

Когда ветер переменился, сказочная Мэри подарила Майклу свой компас, чтобы он не сбился с пути. Как нам найти его, чтобы воплотить в жизни свое предназначение? Для открытого сердца древние тексты сказок станут желанным компасом.

Все наши встречи и обстоятельства не случайны — я в это верю с детства. Вот и встреча с Кристиной Шаревич оказалась судьбоносной. В книге Бернара Вербера, одного из моих любимых писателей, я встретила выражение — «учитель не тот, кто учит, а кто формулирует то, о чем ты смутно догадывался». Кристина сформулировала для меня несколько позабытых истин. Но обо всем по порядку.

Кто такая Кристина? На ее страницах в соцсетях написано — сказковед, этно-сказковед, сказкотерапевт-практик. Если сказать более привычным языком — она помогает услышать внутренний голос и получить тот самый компас, чтобы не потеряться в жизни. Ее инструмент — не сложные теории досточтимых психологов, а древние сказки, передаваемые из поколения в поколение. Сказка открывается слоями, и на разных слоях может поведать разные смыслы.

Стоило мне появиться в квартире у Кристины, я почувствовала приятную негу. Звучала легкая музыка, на столе рассыпались пионы, аромат свежеиспеченного печенья, клубники и зеленого чая разбудили образы совершенного сада.

Рассказ о себе Кристина начала с простых слов — «я долго искала себя». Она поведала мне историю об учебе на истфаке, о театральной студии, любимом учителе и его смерти, о диссертации, с которой все началось.

Кристина в своей научной работе исследовала творчество белгородских рок-музыкантов. Постепенно она осознала, что одни из них стали счастливыми -занимаются любимой музыкой, творят, прекрасно ладят с семьей и друзьями. А другие так и остались за бортом истинной жизни, работая только ради заработка, ожидая выходных и жалуясь на несправедливость судьбы.

Убить свою тоску по творчеству они пытаются с помощью простых удовольствий. Это — телесные наслаждения, алкоголь, азарт, пустословие и т.д. То, что в их судьбе могло стать настоящим искусством, превратилось в китч.

Мы с Кристиной разыграли сказку о курочке Рябе. Для этого нужно было отыскать образы главных персонажей сказки. На деревянном стеллаже, сделанном заботливыми руками мужа Кристины, стояли различные по размеру и форме фигурки из самых разных материалов. Я выбрала большую и яркую курочку Рябу, деревянную бабку и пластмассового деда Мороза в целлофановой упаковке, крохотную мышку и два яйца из камня. Поставила я их в песочницу, вырезанную тоже из дерева мужем Кристины, в следующем порядке: дед и бабка рядом, курочка Ряба отвернута от них.

Мастер сказки спросила, как я сама вижу свою расстановку? Почему я выбрала бабку из дерева, а деда из пластмассы, да еще в целлофановой упаковке? Почему остановила свой выбор на двух яйцах из одного материала?

Мне вспомнились слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Дерево корнями уходит в землю, а ветвями к звездам, оно — путь, соединяющий нас с небом». А пластмасса — материал искусственный, плюс упакован в целлофан. Чтобы это значило?

«Деда, Бабку в этой сказке можно рассматривать, в числе прочих значений, как женское и мужское начало человека. Это может быть и семья — мужчина и женщина, и мужской и женский божественные аспекты, и партнёры по бизнесу, работе и чему угодно», — говорит Кристина.

У каждого из нас своя сказка. И она заслуживает неустанных размышлений. Мой дед из пластмассы в целлофановой упаковке — все ненужное, искусственное, что не вписывается в мою судьбу. Он может быть тем человеком, который оказался рядом, но должен уйти. Потому что этот человек олицетворяет собой бездуховное начало, ищущее лишь удовольствий в жизни.

Если рассматривать деда как мужское начало в женщине, то пластмасса и целлофан могут означать ненужные качества характера в ее судьбе. Например, независимость, решительность, стремление к мужским критериям успеха. Но только мужчина знает, как ими правильно управлять и распоряжаться. У мужественных женщин мужские качества разрушают их внутреннюю гармонию, меняют поведение и мешают созданию благоприятного окружения.

Может быть, моя курица потому и стоит отвернутая — из-за этого искусственного груза?

Как рассказала Кристина, курочка Ряба изначально была у деда-бабки. Она снесла золотое яйцо — особый дар. Он рождается вместе с человеком, но ему лично не принадлежит. Почему дед и бабка так отчаянно били золотое яйцо? Да потому что они по-другому не умели поступать с яйцами. А кто разбил золотое яичко? Мышка — существо, копающееся в грязи. Если ты сам не смог воспользоваться даром, им воспользуются другие тебе во вред. Например, талант поэта, музыканта в праздных руках с легкостью станет мастерством «великого комбинатора», освоившего «четыреста сравнительно честных способа отъёма денег у населения».

От Кристины я узнала, что врач-психиатр Андрей Гнездилов, создавший в пригороде Санкт-Петербурга первый в России хоспис, — «генератор» метода сказкотерапии как нового метода в психотерапии. Его терапевтическая сказка создает мост между тонкими гранями -внешней, внутренней и взглядом со стороны.

Андрей Гнездилов недавно принял сан священника. Он убедился в общении с больными, что сознание существует вне тела. Помочь ему найти свой путь, призвана сказка. Нужно лишь научиться читать открытым сердцем по неписаному.

Оксана ЗАКУТСКАЯ

Exit mobile version