Проезд в одно касание

Проезд в одно касаниеТранспорт

Стационарные терминалы осенью установят в салонах автобусов и троллейбусов городских маршрутов

> Безналичный способ оплаты проезда в общественном транспорте, о целесообразности которого речь идет уже третий год, с марта внедряется в областном центре.

Реализация проекта началась после того, как губернатор Евгений Савченко подписал постановление «О внедрении единой автоматизированной системы безналичной оплаты транспортных услуг в Белгородской области». О целях этого проекта и этапах его внедрения мы побеседовали с руководителем муниципального департамента экономического развития администрации города Белгорода Дмитрием Алдаевым.

— Дмитрий Николаевич, безналичная оплата проезда в общественном транспорте используется уже в ряде российских городов. В чем отличие системы, внедряемой в Белгороде?

— Решение о реализации данного проекта было принято после детального изучения опыта, накопленного в субъектах федерации. Мы одними из первых в стране стали использовать для оплаты проезда в общественном транспорте традиционные банковские карты, которые уже имеются у большинства граждан. С 27 марта в 10 автобусах и 14 троллейбусах МУП «Городской пассажирский транспорт», которые курсируют по седьмому и восьмому маршрутам, появились мобильные терминалы. Из муниципального бюджета на размещение терминалов в общественном транспорте не было израсходовано ни одного рубля. Терминалы, используемые в транспорте, отличаются от обычных лишь тем, что нет необходимости указывать сумму платежа — она фиксированная. Пин-код вводить также не требуется, поскольку сумма небольшая. Разработан дополнительный интерфейс для внутреннего пользования. Он позволяет в режиме онлайн отслеживать поступившую от пассажиров сумму платежа, а также оперативно обмениваться банковскими документами.

— Для граждан стимул использовать безналичный расчет — дешевизна проезда. Стоимость билета снижается на треть -с 15 до 10 рублей. А какие плюсы новая система дает предприятию-перевозчику и муниципалитету?

— Безналичная форма оплаты позволяет гражданам воспользоваться услугами общественного транспорта в долг. В случае, если у них на карте нет денег, терминал все равно примет платеж. При поступлении на счет гражданина средств, задолженность перед банком будет погашена.

Проект позволяет решить также две приоритетные задачи. Одна из них — переход на безналичную оплату питания детей в школах, а также их проезд к месту учебы и домой. В случае, если ребенок не достиг еще 14-летнего возраста, его карточка будет привязана к расчетному счету родителей.

Вторая задача — перевод талонов, используемых пенсионерами для оплаты проезда в общественном транспорте, в электронный формат. При этом на карту будут зачисляться не деньги, а условные единицы, определяющие допустимое число проездов. При введении карты в терминал, они будут списываться. Это позволит предотвратить обналичивание социальных проездных билетов нелегальными перевозчиками и пользование электронными талонами лишь льготными категориями граждан.

Для перевозчиков главный плюс заключается в повышении безопасности движения. Водители не станут отвлекаться на расчеты с пассажирами. Кроме того, терминал будет фиксировать оплату проезда за наличные с выдачей пассажиру проездного билета.

В конце дня предприятие-перевозчик получит по каждой машине исчерпывающий отчет, что сделает невозможным хищение денег водителями транспортных средств.

Наконец, безналичная система оплаты дает возможность муниципалитету отслеживать пассажиропоток на территории города.

— Дмитрий Николаевич, с начала пилотного проекта прошло уже два месяца. Каковы первые результаты?

— Безналичному расчету за проезд в общественном транспорте пока отдали предпочтение 10,9% пассажиров. Наибольшей популярностью новация пользуется у студентов, которые добираются упомянутыми маршрутами в БГТУ им. В. Г. Шухова. Отмечено, что доля безналичной оплаты в автобусах на четверть больше, чем в троллейбусах.

— Что предстоит сделать в ближайшее время для дальнейшего внедрения безналичного расчета в общественном транспорте?

— Следующий этап пилотного проекта-тестовая установка стационарных терминалов для оплаты проезда. Электронное устройство закрепят в салоне на поручне возле передней двери, через которую в дальнейшем будет осуществляться посадка. Оплата проезда, в соответствии с требованием закона будет производиться на входе.

Устройство, размещенное в антивандальном корпусе, имеет небольшие габариты. Формат его работы аналогичен тому, что и используемого ныне мобильного терминала.

Планируется увеличить количество маршрутов, на которых будет использоваться безналичная оплата проезда. Хотелось бы ввести ее единовременно и повсеместно на всей территории Белгорода. Однако это практически невыполнимая задача. Городу, с учетом пригородных маршрутов, требуется более шестисот стационарных терминалов, а их серийный выпуск еще не налажен. Предстоит поэтапный перевод общественного транспорта на безналичную оплату проезда. Следующими, судя по всему, станут автобусы, обслуживающие маршруты № 15 и № 17. Между тем, сроки внедрения терминалов будут максимально сокращены. Первоначально система безналичного расчета появится на всех внутригородских маршрутах, где размер оплаты проезда фиксирован.

Пока пилотный проект реализуется на базе МУП «Городской пассажирский транспорт», но в дальнейшем он затронет всех перевозчиков. Одним из условий очередного конкурса на транспортное обслуживание пассажиров на маршрутах будет наличие в автобусах терминалов.

— Дмитрий Николаевич, что мешает, по вашему мнению, широкому распространению безналичной оплаты проезда?

— Не надо бояться пользоваться картой в транспорте! Современные карты обеспечивают полную защиту от мошенничества и списания средств, а используемая в проекте система — абсолютно безопасна. Пользуйтесь безналичной оплатой проезда и экономьте свои деньги!

Павел ПЕРЕДЕРИЙ

Exit mobile version