Warning: Undefined array key 1 in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 86
Содружество
Белгородский органист Тимур Халиуллин впервые выступил в городе-побратиме Херне
«Бурные овации органному виртуозу» — под таким заголовком в немецкой газете вышла публикация после концерта Тимура Халиуллина. Ничего подобного в Херне никогда не было, публика аплодировала белгородскому исполнителю стоя – четыре раза вызывали «на бис». Долго не отпускали, общались после концерта, благодарили. Для них он стал настоящим открытием и потрясением…
Подарок перед Пасхой
Всё в этой поездке и концерте было необычным. Белгородцы побывали в Херне в конце марта, перед католической Пасхой, и органный концерт стал подарком жителям города-побратима Белгорода в эти светлые праздничные дни. Тимур узнал о предстоящем выступлении за месяц, для него это было неожиданным. Но согласился сразу.
— Он готов ехать куда угодно, только бы была возможность играть, дарить людям музыку. И – путешествовать, познавать мир. При этом заработка никогда не требует, ему нужен самый минимум – еда и жилье на время гастролей. Он наслаждается свободой и музыкой, — рассказывает советник мэра Белгорода по международным и партнерским отношениям Светлана Степанова. Она инициатор выступления белгородского органиста в Херне.
Наши города связывают уже более четверти века дружбы. Контакты официальные, профессиональные, школьные и студенческие, культурные, медицинская помощь… – огромное количество людей все эти годы общаются между собой. И эти связи крепнут, находятся новые точки соприкосновения, поддерживая интерес друг к другу. Важная роль в этом процессе принадлежит молодежи, убеждена Светлана Николаевна. И знакомство с нашим талантливым музыкантом – еще одно тому подтверждение.
Не ожидали!
Единственный концерт Т.Халиуллина в Херне состоялся в самом крупном католическом соборе — святых апостолов Петра и Павла. В небольшом городке – двадцать церквей, и в каждой свой орган. Организаторы предложили место с самым крупным и старинным инструментом, в соборе, вмещающем около полутысячи человек. Позаботились о хорошей рекламе, афишах, напечатали программки.
— Но с самого начала они не очень понимали, что и как будет происходить. Как это – концерт в церкви? Кто на него придет, и придут ли вообще?.. Концерт – бесплатный, а немцы привыкли платить за всё. Что за исполнитель приедет. Была некоторая настороженность и неуверенность, — вспоминает Светлана Николаевна. – В немецкой, да и европейской культуре нет светских концертных органных залов, как в России. Орган для них – сугубо церковный инструмент, в традиционном классическом варианте. Он предназначен для мессы, но не для светских мероприятий. Немцы приходят в церковь разговаривать с Богом, и звуки органа – как релакс, фон, дополняющий обстановку. Органист сидит высоко наверху, его практически не видно, и никакого контакта с прихожанами. А тут – молодой исполнитель из России, пульт органа по его просьбе выкатили на середину алтаря, что совсем неслыханно! Они могли видеть каждое его движение, сопереживать каждому звуку. Всё это стало для них настоящим культурным шоком! Немецкая публика никогда не аплодирует артистам стоя – этого нет в традиции, как у нас. А перед Тимуром все встали! На концерте было около четырехсот человек, и ему устроили настоящую овацию.
Наверное, общее впечатление выразил доктор Дрегер, помогавший в организации этой встречи и принимавший гостей из Белгорода у себя дома. После концерта он поделился с Тимуром: «Меня трудно удивить. Ты меня не удивил – ты меня поразил!».
Светлана Николаевна рассказывает, как наблюдала за реакцией зрителей. В собор пришло немало людей, в основном уже пожилых, которые в разное время участвовали в партнерских отношениях с Белгородом, знают наш город и пришли на концерт с семьями. Со многими она знакома. Радостно было встретиться и пообщаться друг с другом. Двенадцать лет назад немецкая семья усыновила мальчика из Белгорода. Сейчас Гене – 15. На концерт приехал с родителями из Дортмунда. Сначала особого интереса к происходящему не проявлял. Но когда зазвучала современная музыка, парень оживился, стал внимательно слушать и смотреть. А потом наклонился к С. Степановой: «Это же сколько он работает!». Тимур поразил его, и Гена потом первым побежал пожать ему руку. А его мама Татьяна сказала: «Я горда, что мой сын родился в Белгороде, где такие талантливые люди!».
Полёт на «космическом корабле»
Тимур Халиуллин в Херне оказался впервые. Когда узнал, что концерт будет в церкви, решил, что и костюм не стоит брать. Всё равно наверху его никто не увидит. Но на всякий случай всё же прихватил. Тимур много ездил по европейским странам, опыт игры в церквах у него уже был. Хотя, признается, ему это не очень нравится – сидеть где-то наверху, не видя зрителей…
Орган в Херне его поразил – «это настоящий космический корабль!». Он вдвое больше белгородского – 60 регистров, четыре клавиатуры. Потрясающая акустика зала с шестисекундным эхом, когда звук летит под двадцатиметровые своды и аккорды перетекают один в другой. Люди в этот момент медитируют.
— В этом прелесть церковного органа, — говорит Тимур. — И чтобы услышать это эхо и насладиться музыкой, мне пришлось в произведениях удлинять паузы. Перед поездкой я готовил сначала одну программу, более церковную, пока не знал, что там выкатывается пульт. Для меня это сделали впервые в истории собора. Процесс игры – это часть музыки. Поэтому контакт со зрителем необходим, хотя я и сижу спиной. Я чувствую настроение зала, реакцию, для меня важно потом поклониться, увидеть их глаза… Программу в итоге я изменил, сделал более разнообразной – и классика, и старинные произведения композиторов добаховского периода, и современные. Добавил педальное соло, свою импровизацию «Мистерия ночи». Если грамотно распределить концерт, он интересен. Всего за час двадцать минут прозвучало тринадцать произведений.
Как говорит Тимур, повез всё самое лучшее, проверенное. Белгородцы эту программу уже слышали. Немцы же впали в ступор. От всей этой атмосферы, от фантастической техники и эмоций необычного исполнителя, от виртуозной игры ногами, от исполнения произведений наизусть, от переключения регистров на инструменте без ассистента, от «Мистерии ночи», когда из шума и хаоса звуков постепенно рождается Музыка… Они увидели и услышали такие возможности звучания органа, о которых никогда не подозревали! С ночной мистерией поначалу даже не поняли, что происходит, что за странные звуки: некоторые пожилые фрау со слуховыми аппаратами были в смятении — решили, что их приборы сломались.
На подготовку к концерту у Тимура было всего три часа. Познакомиться с инструментом, сделать регистровку, настроиться. Страха или неуверенности не было, только – любопытство, творческое волнение и желание сыграть как можно лучше.
На следующий день соцсети «взорвались» отзывами о концерте, Т. Халиуллин получил сотни приглашений, в самых восторженных тонах отозвались журналисты. А организаторы сожалели, что концерт был всего один…
До новых встреч!
За четыре дня в Германии Тимур Халиуллин приобрел массу новых знакомых, новых почитателей его таланта. Побывал в Дюссельдорфе, Бохуме, Мюнстере – городе студентов и монастырей. Общался со студентами консерватории, посмотрел другие органы в немецких храмах. Небольшой видеоролик о своем путешествии в Германию Тимур разместил в социальных сетях в Интернете и на своем канале в «Ютубе». Там у него уже более 700 разнообразных видео из поездок, встреч, концертов… Благодаря ему Белгород зазвучал на органной карте России и мира.
Итогом поездки в Херне стали новые контакты и планы. На встрече в ратуше со специалистами по партнерским отношениям Светлана Николаевна и Тимур обсудили новые встречи и ответный визит немцев к нам. Так, в сентябре в Белгород приедет молодежный парламент. В октябре планируется участие мэра Белгорода Константина Полежаева в экономическом форуме в Германии.
А у Тимура Халиуллина впереди новые концерты, знакомства и впечатления. Он сам для себя открыл, что такое побратимские отношения, и внес свой вклад в их продолжение.
Ирина Дунарь
Фото из архива Тимура Халиуллина