Наша справка: Юрий Михайлович Куценко родился 5 марта 1952 года. Советский легкоатлет, серебряный призёр Олимпийских игр в Москве в 1980 году по десятиборью, заслуженный мастер спорта, почётный гражданин Белгорода. В селе Таврово одна из улиц названа именем Юрия Куценко.
— Юрий Михайлович, расскажите о своей семье, каким было детство?
— Родился в селе Таврово Белгородского района. Мама работала в колхозе пчеловодом, отец инспектировал сельхозтехнику. Как детство вспоминаю? Знаете, со слезами. Я ведь в пять лет тяжело заболел: коклюш, двухстороннее воспаление лёгких. Когда в тяжелом состоянии повезли в больницу, меня там даже не приняли, сказали: везите домой. Тётя смертное пошила, а бабушка очень набожной всегда была, молилась за меня день и ночь. Вот так и выжил. Правда, после болезни начал заикаться, к школе лучше стал говорить, получилось исправить.
— Легко давалась учёба?
— Двоек не было. Учился на четвёрки и пятёрки, так школу и закончил. Спортом занимался. Наше село Таврово всегда было спортивным. У нас и гиревики были, и хоккеисты, я во всех видах участвовал, и в волейбол играл, и в футбол. Три велосипеда за детство искатал! Все холмы в Таврово объездил. А ещё в характере – надо всегда быть первым.
— После школы Вы окончили Шебекинский химико-механический техникум, а что было дальше?
— Отслужил в армии, устроился на котельный завод – будущий завод «Энергомаш». После окончания техникума ребят распределяли по всему Советскому Союзу, а на меня с завода пришёл запрос, чтобы направили именно сюда. Взяли технологом в ремонтный цех, увидели во мне спортсмена, который может показать хорошие результаты. А заниматься лёгкой атлетикой я начал на городском стадионе, был такой клуб «Эллада». Вспоминаю, первый раз пришёл, надо разминаться, рядом даже дети упражнения делают, а у меня совершенно не получается. Но с каждой тренировкой было лучше и лучше. А вообще у меня по жизни так: скажут надо прыгать — буду прыгать, скажут бежать – буду бежать, кросс надо — пожалуйста.
— Первые серьезные соревнования, что это было и когда?
— Я первый раз выступил в десятиборье, называлась тогда зона Юга России, выступал за общество «Труд». И на этих моих первых соревнованиях я сразу выполнил нормативы кандидата в мастера спорта. Знаете, бежали уже в темноте, так вот некоторые ребята срезали путь, всё равно не видно. А я решил: нет, буду бежать, как положено. Стал то ли седьмым, то ли восьмым. После этих соревнований мы с тренером Игорем Николаевичем Климовым составили план: первый год – кандидат в мастера спорта, второй – мастер спорта, третий год – мастер международного класса, а четвертый — Олимпийские игры, набираешь 8330 очков и — ты призёр Олимпийских игр. Тренер составил со мной такой договор. Сказал: подписываешь? Я ответил: подписываю. Так всё и получилось
— А если бы не получилось?
— Не могло не получиться. У меня таким огромным было желание попасть на Олимпийские игры, я грезил этим! Выдастся минутка, я уже упражнения делаю. Собрался куда-то ехать, на остановке стою – начинаю повороты крутить. Люди смотрят на меня, как на чумного: стоит на остановке, крутится-вертится. Я жил этим.
— Слушаю Вас и, кажется, всё легко давалось…
— Нет, конечно. Это великий труд, и мой, и тренера, и всей команды. Но хочу сказать: если цель поставлена, и ты идёшь – ты обязательно добьёшься всего, что хочешь. Чтобы попасть на Олимпиаду, надо было туда отобраться. А чтобы отобраться — выиграть чемпионат Советского Союза. Вы представляете, что это такое? Пятнадцать союзных республик, и отовсюду самые сильные. А я ведь только начинал. Но надо ж было выигрывать, что я и сделал.
— Конечно. Из Великобритании был Дейли Томпсон, он и выиграл. Вот если бы у меня диск получился, я был бы чемпионом, но не вышло. А последние три вида у меня даже были сильнее, и на полутора тысячах метров я мог ещё добавить, но диск подвёл. Я когда бежал, только и смотрел на Сергея Желанова. Он мне пожаловался перед забегом, что тяжело, что-то болит. Я говорю: «Серега, настройся, всё будет нормально, я вперёд рваться не буду, буду темп сдерживать, а ты спокойно иди вперёд, и всё будет хорошо». Потом после забега мне всё говорили: «А что ты оглядывался? На Томпсона?». А меня Томпсон уже не интересовал, после диска я не мог отыграть столько очков. Я за Сережей смотрел, чтобы у него всё получилось. В итоге он стал бронзовым призёром.
Для справки: Десятиборье — легкоатлетическая дисциплина, включающая соревнования в 10 видах лёгкой атлетики: бег на 100 м, прыжки в длину, толкание ядра, прыжки в высоту, бег на 400 м, бег на 110 м с барьерами, метание диска, прыжки с шестом, метание копья и бег на 1500 м. Соревнования проводятся последовательно в течение двух дней (по 5 видов в день). Результат каждого участника определяется комбинацией его результатов в отдельных видах. Имеется своя система начисления очков в каждом виде (при этом учитывается именно результат, а не занятое место). Затем эти очки суммируются, чтобы получить окончательный результат.
— Как встречал Белгород своего Олимпийского призёра?
— Ой, и на руках качали! И оркестр был! И несли! Это было что-то. Вспоминаю то время и думаю, неужели это всё было со мной?!
— А что было после Олимпиады?
— Форсирование результатов привело к травмам. В Болгарии два раза у меня было падение с шестом с пяти метров. Помню, третий раз туда приехал, они мне говорят: о, наш камикадзе. Понимаете, может я рано начал выход делать и не дошёл до момента, чтобы в яму упасть, спиной приземлился в ящик. Естественно, меня унесли, дышать не мог. Потом вроде задышал, тогда говорю, давайте я еще километр пробегу. Начал разминаться, закашлялся, с кровью. В общем, отправили меня в больницу. Ничего, всё обошлось. Я ведь долго входил в десятку лучших мировых спортсменов со своим результатом.
— Не было желания уехать из страны?
— Даже думки такой не было! За границей я бывал, видел, как живут, магазины километровые, но желания остаться там — даже мысли не возникало. Мне и тут предлагали в Ленинград переехать, я ведь только на сборах тренировался, потому что в Белгороде базы не было. Каждый месяц был сбор. Помню, на заводе мне говорят: «Юрий Михайлович, ваша бригада без вас уже не может». Решили тогда перевести меня в слесари. Хотя зарплата слесаря была выше, чем у технолога. Вот так.
— А где и когда встретили свою половинку?
— Первый раз свою Надежду я увидел на соревнованиях по спортивному ориентированию, она там была судьей. А когда в 1974 году пришёл на «Энергомаш», она там работала. В 75-м сыграли свадьбу. В олимпийском 1980-м сын родился, назвали Мишей. Выросли двое сыновей, есть внук и внучка.
— Мальчики в школе с гордостью рассказывали, что их папа Олимпийский призёр?
— Я старался не рассказывать, но, конечно, знали. Однажды сын пришёл: «Меня побить завтра хотят как сына олимпийца, что делать?». Я говорю: «Сынок, никогда не давай себя клевать. Если вызывают, бей первым!». Вечером пришел радостный: подрались, потом помирились, больше никаких претензий. Так что за себя постоять надо. А спорт… К спорту я всегда относился с уважением, спортсмены — большие труженики. Жаль, не все это понимают, порой бывает просто обидно.
— Следите за современными Олимпийскими играми? За боксёрами нашими, волейболистами?
— Да, я, знаете, переживал так, с замиранием сердца! Настолько входишь в это состояние, как будто ты там. Переживаешь особенно неудачи, а успехам радуешься как своим. Для меня это было такое счастье — выступить на Олимпийских играх.
— Чем наполнена сегодня жизнь почётного гражданина Белгорода, серебряного призёра Олимпиады?
— Я с огромным удовольствием встречаюсь со школьниками, с удовольствием рассказываю об Олимпиаде, о тренировках. Потом мы фотографируемся, обнимаемся, дети автографы берут, порой рука устаёт писать. Но это счастье. Живу в родном Таврово, где знаю каждую тропинку, где родительский дом. Иногда даже стихи на ум приходят, и внукам своим пишу.
— Поделитесь стихотворением.
— Первый стих написал три года назад. Пришла внучка из детского сада, говорит: «Дедушка, мне сказали найти стишок про крапиву». Я искал-искал, так ничего и не нашёл. Сказал: «Приезжайте через два дня, я сам напишу». Есть стих про кредит.
— Очень интересно.
— Непогашенный кредит,
Словно рэкет и бандит.
Нас он грабит и грозит,
Нехороший паразит.
Прилетает птица счастья,
А приносит в дом несчастье.
Дверь ему чуть приоткрой
И услышишь плач и вой…
— Сборник надо издать.
— Мне сын всё время говорит: записывай.
— Юрий Михайлович, от имени всего холдинга «Белгород-медиа» поздравляем Вас с 65-летием. Желаем здоровья, счастья, творчества, чтобы всё, что вы задумываете, исполнялось. И поскольку наш проект называется «Жить в Белгороде», заключительный вопрос всегда звучит так: что для Вас значит Белгород?
— Вспоминаю 60-70 е годы, разве можно сравнить?! Небо и земля. Я за границей где только не был, так вот милее и дороже Белгорода ничего нет. Для меня это самый любимый, мой город.
Беседовала Елена Трищенко
Фото Бориса Ечина и из личного архива Юрия Куценко
Каждую пятницу, в 20.50