Роман Опришко: «Трудности? Мы на них не обращаем внимания»

Роман Опришко: «Трудности? Мы на них не обращаем внимания»Гость проекта «Жить в Белгороде» сегодня — Роман Опришко, руководитель образцового ансамбля народного танца «Калинка». Мы говорим о жизненном выборе, упорстве и самоотдаче, а еще о семье и казачестве.

СПРАВКА «НБ» Роман Опришко родился в Белгороде в 1971 году. Почётный работник общего образования РФ, лауреат премии Российского Детского фонда «За сохранение традиций народного танца». В 1996 году вместе с женой Маргаритой создал ансамбль народного танца «Калинка».

На сегодняшний день образцовый коллектив входит в число сильнейших в России, является многократным лауреатом Всероссийских и Международных конкурсов.

— Роман, Вы ведь коренной белгородец?

— Да, я — местный. Так сложилась судьба, что родителей не было, опекуном стала бабушка. А жили в Савино, район Белой горы, знаете, с этих тяжелых районов, с улицы ребёнка надо было уводить. Так вот бабушка в четыре года отвела меня в танцевальный кружок, а в шесть — в музыкальную школу. Это при том, что в семье работников культуры и искусства никогда не было. Я — первый. И так сложилось, что попал к знаменитому Юрию Иосифовичу Меняйлову, старшее поколение его очень хорошо знает. Это человек, который создал культуру танца в городе. А в 1979 году открыли Дом пионеров, сформировались группы, и я туда попал.

— Вопрос о выборе профессии не стоял, всё было определено с самого начала?

— На самом деле в школе желания связать свою судьбу с танцами не было. Я хотел и стремился поступить в мореходное училище. Готовился, вязал всякие узлы, мы ведь на речке жили. А потом в какой-то момент решил: нет, надо идти в училище культуры. Поступил. Кстати, во время учебы не бросал ни один коллектив, в котором занимался — это и во Дворце пионеров, и в училище, и на витаминном комбинате. Это была очень хорошая практика. Мечта тогда — выйти на большую сцену артистом. Именно артистом, а не руководителем.

— А как появился тандем Роман и Маргарита Опришко, тогда еще не Опришко?

— Мы учились в училище культуры, и уже на третьем курсе решили, что будем вместе. После училища поехали поступать в Краснодарский институт культуры: я поступил, а Маргарита — нет. Это были тяжелые девяностые годы, и, отучившись год, я вернулся. Сыграли с Маргаритой свадьбу, стали работать в Губкине.

— А почему в Губкине?

— Жена из Губкина.

— Для Вас это хорошее время?

— Это был толчок во всей моей дальнейшей судьбе — вся жизнь в танце. Но ведь и работая в Губкине, я Белгород не оставлял, продолжал заниматься в коллективах. А в 1996 году, так сложились обстоятельства, мы сюда вернулись.

— Как пришла мысль создать «Калинку»?

— Во Дворце детского творчества был кружок народного танца. Но решили сделать масштабный коллектив, куда вошли хор, оркестр и танцевальная группа, и назвали его «Пионерская юность моя». А название «Калинка» предложили сами дети, и оно как-то сразу всех устроило.

— С чего начинали, где?

— Начинали там же, в Доме пионеров. Первая задача была — одеть детей в костюмы, а ничего же не было. Так вот я помню, сам из старых списанных сапог мастерил танцевальную обувь, натягивал на колодку, подбивал. Да что там, сам детей стриг, чтобы у ребят были одинаковые прически. Жена шила кушаки. Вот так начинали. А к первому пятилетию у «Калинки» уже было своё «лицо». Её заметили и оценили. Заметил не только зритель, в нас поверили в управлении образования администрации Белгорода, появилась программа поддержки «Одарённые дети» — это было крайне важно для нашего существования. Сегодня «Калинка» — это триста человек.

— Принимаете всех детей или есть отбор?

— Такого понятия «отбор» — у нас нет. Дети приходят в сентябре, каждый может прийти. И уже с первых слов можно понять, наш ребенок или не наш. Дети, как галчата, пришли к тебе — ты должен накормить их искусством. К нам ездят не только из Белгорода, но и из пригородов.

— Репетируете каждый день?

— Дети в возрасте 3,5 — 4 года занимаются три раза в неделю. Дети с семи лет — каждый день. Минимум по два часа. Плюс еще сводные репетиции по 3-5 часов. Вот сейчас готовились к масштабному фестивалю в Москве, занимались по шесть часов в день.

— Неужели никто не сдаётся?

— Сдаваться? У нас так не принято. Все прекрасно знают, какая ответственность на каждого ложится. Должны быть лучшими. Что касается конкурсов, второе место даже не рассматривается, минимум — первое, а вообще-то должны брать Гран-при.

— Считали, сколько у вас в копилке первых мест, гран-при, дипломов?

— Когда было 5 лет коллективу, мы каждую грамотку, каждую медальку считали. Всё вывешивали на стене в кабинете. После 10 лет просто сбились со счёту. Дипломов больше тысячи. Гран-при тоже считать перестали.

— Сегодня в «Калинке» занята вся семья Опришко?

— Да, я и супруга, старший сын Ростислав и его жена Евгения занимаются с группами детей, младший сын Егор — полноценный помощник. Вся жизнь в танце, другой нет. Семейная династия получается.

— А не было тяжелых периодов, когда вы думали: а не повернуть ли в другую сторону?

— Такого не бывает, чтобы трудностей не было в жизни. Они всегда есть, и всегда будут. На них мы не обращаем внимания. Так же у детей. Что-то не получилось на занятии, ребенок переживает, иногда слёзы. Я всегда говорю: выходишь из дворца творчества, забудь всё, иди с высоко поднятой головой и с улыбкой! Любого ребенка можете спросить: только так.

— Я понять не могу, Вы берёте самые сложнее номера, собираете детей на сцене разных возрастов, задаётё им высочайшую планку в технике исполнения. При этом Вы не можете не работать с родителями, но все родители разные, дети разные, и Вы говорите — нет проблем.

— Нет проблем.

— Тогда Вам нужно написать книгу о том, как сплотить детей и добиться результата.

— У нас есть авторская программа, я с ней участвовал в конкурсе «Сердце отдаю детям». Эта экспериментальная программа писалась 10 лет.

— И что в основе? Назовите 5 принципов от Романа Опришко.

— Первое — желание ребенка. Ребенок должен понимать, куда пришел и зачем. Второе — возможности родителей, не в финансовом отношении, а чтобы была возможность привести ребенка, забрать, проконтролировать, у нас бывает по две репетиции в день, это очень важный момент. Третье — дети должны на сцене выглядеть как картинка. И это уже моя проблема, не родителей, а моя. Расшибись, но одень детей так, чтобы они сияли! Четвертое — дети знают, куда попали. Это для многих — будущая профессия. Вот в городе танцоры, все мальчики — это дети, которые, ещё раз скажу, прошли через «Калинку». И пятое — это признание, реализация в профессии для танцоров.

— Вам удалось побывать с коллективом во многих странах, как удаётся выезжать?

— Это международные конкурсы. В некоторых есть условия, чтобы выступать не только на сцене перед жюри и зрителями, но и на улице — перед прохожими. Так было в Чехии, в Испании. Я помню, в Карловых Варах: пекло 40 градусов, работают дети «Кавказ» — это большие шапки, кинжалы… Программа 40 минут! И такой восторг зрителей, они просто не умолкали. Что касается выездов — очень большая благодарность администрации города. Как бы сложно ни было, какие бы ни были времена, на нас находили средства. Есть преемственность городской власти — и каждый новый руководитель города продолжает поддерживать. Это дети, иначе нельзя.

— Ближайшие планы — это Москва, национальная премия, что ещё в перспективе?

— Вы, наверное, слышали, идёт марафон нашего 20-летия. Юбилей мы растянули на год, проводим цикл концертов. Следующий большой концерт — 29 апреля во Дворце детского творчества и планируем 1 июня выйти на главную сцену города — ДК «Энергомаш».

— Вход свободный?

— Конечно.

— А поместить всех, кто в этот день захочет посмотреть на «Калинку», сможете?

— В первую очередь, конечно, отдаём предпочтение нашим ветеранам танца, родителям. Но ждём всех.

— Кроме танца в семье Опришко увлечения ещё есть?

— Для вас это будет удивлением, мы любим землю.

— Помидоры, огурцы, картошка?

— Да, всё свободное время отдаём земле. Живём возле речки, есть лодка. Коллектив к нам приезжает в гости.

— Вы же входите ещё в казачье общество?

— Да, я казаком стал, когда попал на Кубань в институте культуры, тогда за год все станицы проехал с концертами.

— А что вы вкладываете в понятие: я — казак? В обществе есть мнение… извините, что ряженые люди.

— Да ну! У нас каждый ребенок тоже считает себя казачком. Казаки — наши те же родители. Потом у меня большая общественная нагрузка. Вот вчера были в рейде по пожароопасности, моё задание с 11 до 12 обойти каждый двор в районе Белой горы с вручением предписания. Это я успел сделать, отчитался. Наступает момент репетиции, семь вечера, а я еще не сдал свой пост. А без пятнадцати семь в районе Савино разгорается сильный пожар, а я на посту, а сын младший с биноклем стоит и передаёт по телефону, что там-то и там-то. Я заместитель атамана. У нас большая общественная нагрузка вот еще в каком плане: мы часто выезжаем в Европу, во всех странах есть русские, есть казаки, мы объединяем людей.

— Наша проект называется «Жить в Белгороде» и у всех своих гостей я спрашиваю: что для вас значит Белгород?

— Мы родились в Белгороде, наша жизнь связана с танцем и всю красоту танца, весь свой талант, все силы, мы отдаём этому городу. Всё — для него.

P.S. Сегодня «Калинка» выступает в Москве, коллектив в четырех возрастных группах вышел в финал Национальной премии в области искусства и культуры. Мы желаем ребятам ярких побед!

Беседовала Елена Трищенко

Фото Игоря Козинца и Бориса Ечина

Смотрите на телеканале «Белгород 24» программу «Жить в Белгороде». Ее герои — люди, чьи имена на слуху. Мы говорим о жизни со всеми ее красками. Каждую пятницу, в 20.50

Exit mobile version