Из-под рук взлетают звуки-птицы…

Из-под рук взлетают звуки-птицы...

Губерния в лицах

Исторический портрет великого белгородского музыканта

> Проект Белгородского историко-краеведческого музея «Белгородская губерния в лицах», посвященный 290-летию Белгородской губернии, продолжает знакомить своих посетителей с выдающимися земляками. В рамках проекта прошло очередное заседание клуба «Триумф» «Исторический портрет. Степан Аникиевич Дегтярёв», участие в котором приняли студенты музыкального колледжа им. С. А. Дегтярева и студенты Белгородского техникума общественного питания.

В историю русской культуры С. А. Дегтярёв вошёл как выдающийся композитор, талантливый дирижер, музыкальный редактор и переводчик, солист и инструменталист, музыкальный руководитель лучшего в России частного театра Шереметевых. Трудными были его судьба и судьба его наследия. Всю жизнь он прожил в положении крепостного.

С. А. Дегтярёв родился в слободе Борисовка Белгородской губернии 18 марта 1766 г. в семье крепостного крестьянина.

Образованный крепостной

С ранних детских лет проявлял редкие музыкальные способности, пению учился в местной певческой школе и в хоре одной из борисовских церквей. В 10 лет был отправлен в графскую капеллу Шереметева в Кусково. Заметив одаренность Степана Дегтярева, Шереметевы дали крепостному отличное по тем временам музыкальное и общее гуманитарное образование. Программа его музыкального обучения включала сольное и хоровое пение, игру на скрипке, фортепиано, гуслях, теорию музыки, позже гармонию, полифонию, композицию. Он в совершенстве овладел

итальянским, немецким, французским языками, выступал как солист, ансамблист, капельмейстер инструментальных и певческой капелл, редактировал чужие музыкальные сочинения и создавал собственные. Главной школой артистического, певческого, капельмейстерского и композиторского мастерства для С. Дегтярева были великолепные хор и театр Шереметевых. К концу 1780-х годов капелла выросла до уровня лучших хоров Москвы.

У Степана Аникиевича насчитывается около 150 названий хоровых пьес, прежде всего, хоровых концертов. Часть из них сейчас исполняют ведущие профессиональные и любительские коллективы.

Строгие порядки

Порядки в шереметевских труппах поддерживались строгие. Разрешение на супружество получали очень немногие. Капельмейстеру и композитору шел пятый десяток, когда ему разрешили жениться. Разделить его судьбу согласилась 23-летняя Аграфена Григорьевна Кохановская, дочь друга Дегтярева, талантливого актера Григория Кохановского. Дегтярев просил вольную, но получал лишь обещания. После смерти графа Н. П. Шереметева, опекунский совет отпустил Дегтярева 21 июня 1809 года по паспорту, назначив пенсию 150 рублей в год — в два раза меньше

прежнего жалованья. Паспорт не освобождал от крепостной зависимости, но давал право жить и работать по своему усмотрению. Однако с началом Отечественной войны 1812 года учить было некого, продавать сочинения некому. Москву пришлось покинуть. С толпой беженцев Дегтярев направился в родной край. В Бо-рисовке работы не оказалось. Попытки найти работу в Харькове тоже не увенчались успехом. Дегтярев вынужден был согласиться на место учителя пения в семье помещика Кудинцова Льговского уезда. Там он приступил к работе над ораторией «Торжество России, или Истребление врагов ее и бегство Наполеона». Завершить сочинение композитор не успел. 23 апреля 1813 года он умер.

Памяти композитора

С. А. Дегтярева по праву можно отнести к числу крупнейших деятелей культуры своего времени. В память о вкладе композитора в отечественную культуру, его именем названы улицы в Белгороде, Бо-рисовке, Курске. Белгородский государственный музыкальный колледж носит имя Степана Дегтярева, у здания которого установлен отлитый из бронзы памятник дирижеру работы скульптора А. С. Смелого. Доброй традицией стало проведение фестиваля и конкурса хорового пения на Белгородской земле, который гордо носит имена наших земляков Дегтярева и Ломакина.

В ходе мероприятия студенты познакомились с творческой деятельностью композитора, его вкладом в развитие музыкального искусства России, приняли активное участие в музыкальных викторинах, прослушали отрывок из первой отечественной оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». Завершением мероприятия стало выступление студентов факультета исполнительского искусства музыкального колледжа им. С. А. Дегтярёва.

Ирина ОВЧИННИКОВА

Exit mobile version