Так отзывались о нём современники
> В Белгородском литературном музее состоялась лекция для старшеклассников «До мозга костей православный…» — о жизни и творчестве писателя, критика, публициста Ю.Н. Говорухо—Отрока. Она подготовлена на основе материалов из фондов музея и продолжает лекционный проект «Прославленные белгородцы—литераторы XIX—XX вв.».
Юрий Николаевич Говорухо-Отрок родился в 1854 году в слободе Таврово Белгородского уезда Курской губернии. Учился в харьковской гимназии, затем в Харьковском университете. Харьков тогда был одним из центров внимания народничества. Ю.Н. Говорухо-Отрок примкнул к революционному кружку, но вскоре обратился к литературному труду и собрания не посещал. Однако он был оговорен некоторыми из участников собраний, и в 1874 году арестован. Три года провел в одиночном заключении, и вышел на свободу противником революционных переворотов, глубоко верующим человеком. Православие воспринималось им как культурное начало, как религия совершенной простоты и совершенной мудрости.
Как рождался критик
После освобождения Юрий Николаевич жил в Харькове под надзором полиции, работал в газете «Харьков». В 1880 году в журнале «Слово» дебютировал как прозаик с рассказом «Эпизод из ненаписанного романа». В 1881 году стал редактором литературного отдела харьковского журнала «Мир» и критиком и публицистом газеты «Южный край». В 1889 году с Говорухо-Отрока было снято наблюдение, и он смог уехать в Москву, где работал в газете «Московские ведомости» ведущим театральным и литературным критиком. В этом издании начинается активная литературная и критическая деятельность Ю.Н. Говорухо-Отрока. Он пишет критические статьи, этюды, заметки по вопросам литературы, искусства, театра, религии, философии. Им были созданы монографии «Последние произведения гр. Л.Н. Толстого», «Очерки беллетристики В.Г. Короленко», «И.С. Тургенев».
Творческое наследие Ю.Н. Говорухо—Отрока —это проповедование православной морали, разумности и любви как основополагающих ценностей человеческого бытия.
Самобытный оригинал
Философ и писатель В.В. Розанов писал: «Говорухо-Отрок был благороднейшая и тонкая натура, тонкая именно в ощущениях истинного и ложного в человеке, достойного в нем или только грубой подделки под достойное…». В многочисленных критических статьях Говорухо-Отрока развито целое, связное миросозерцание автора. Во всех своих работах он был самобытен и оригинален. Нередко, выступая против сложившихся традиционных мнений о том или ином русском писателе, Юрий Николаевич находил новые яркие повороты мысли, которые, по мнению современников, свидетельствовали о его незаурядном уме. Выдающийся философ, публицист, литературный критик ХIХ века Н.Н.Страхов назвал критическую деятельность Ю.Н. Говорухо-Отрока «светлым явлением нашей литературы за последние годы»: «Всегда он умеет схватить главную мысль обсуждаемой статьи и подвергает ее суду основательному и точному».
Созвучие времени
Художественное творчество Ю.Н. Говорухо-Отрока также богато и разнообразно. Проза создавалась на автобиографическом материале, печатался он только под псевдонимами — Ю. Николаев, Г. Юрко, Никто, Немо, О.Г., иногда Елагин, под фамилией матери, и другими.
Ум и талант Ю.Н. Говорухо-Отрока признавали и его идейные противники. Либеральный журнал «Вестник Европы» писал в некрологе о Говорухо-Отроке в 1896 году:
«Расходясь с ним почти во всем, часто восставая против его мнений, мы всегда видели в нем крупную умственную силу, и искренне сожалеем, что ему не удалось высказаться до конца, не удалось исполнить занимавшие его широкие планы…».
В произведениях Говорухо-Отрока обнаруживаются созвучные нашему времени мысли. Тема — террор и судьба человека, обозначенная писателем, звучит сегодня более чем актуально. Говорухо-Отрок один из первых, кто попытался рассказать русскому обществу не о героических, а о трагедийных судьбах революционеров-террористов, указать на бесперспективность их борьбы. И сделал это с глубоким сочувствием к бесцельно и напрасно растраченным молодым силам.
Татьяна МОНОГАРОВА
ЭКСЛИБРИС ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА РОССИИ В.В. козьмина (ИЗ фондов литературного музея).