Начало двадцатого века стало для России временем кровавых войн и не менее кровавых и жестоких революций. Прошло более ста лет, а споры о первой и последующих революциях только разгораются с новой силой. Значимую страницу в историю революций вписали моряки черноморского флота с броненосца «Потемкин».
Сегодняшняя молодежь вряд ли смотрела немой исторический художественный фильм «Броненосец «Потемкин»», снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году. Сюжет основан на подлинном историческом событии — восстании моряков на военном корабле. В разные годы по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики кинокартина неоднократно признавалась лучшим кинофильмом всех времён и народов.
Восстание, о котором рассказывает кинокартина, вспыхнуло 14/27 июня 1905 года, когда корабль находился в учебном плавании между Одессой и Севастополем. В Одессе в это время происходили выступления рабочих, которых избивали и расстреливали жандармы. Матросы не могли не сочувствовать своим братьям. А поводом для восстания послужили жестокие действия командира корабля по отношению к матросам, отказавшимся есть борщ с червивым мясом.
«Жестокое обращение с матросами, унижения и оскорбления, которым подвергались нижние чины, переполнили чашу терпения команды броненосца…» писал Л. Шаповаленко в статье «Матрос с «Потемкина»», рассказывая о матросе Гаврииле Шкутове (Валуйская газета «Звезда» 24 апреля 1965 года).
Они первыми на царском флоте подняли восстание против самодержавия и перешли на сторону революции. Двенадцать дней над легендарным кораблем развивалось красное знамя.
Восстание на броненосце не имело успеха. Корабль ушел из Одессы в Констанцу. Здесь румынские власти не дали ему ни угля, ни продовольствия. Не было помощи и в Феодосии. Корабль вернулся в Румынию и сдался властям. Большая часть команды отказалась возвращаться в Россию и сошла на румынский берег. Румыния вернула корабль царскому правительству.
Из 750 матросов, приписанных к броненосцу «Потемкин», 23 человека — уроженцы Белгородской области.
Сведения о них мы находим в фонде № 48 нашего архива. А целое архивное дело № 130 посвящено восстанию на броненосце «Потемкин».
Все моряки-белгородцы — молоды, год рождения 1880-1883, то есть им было от 22-х до 25-и лет. 10 человек из Грайворонского уезда, 6 человек — из Корочанского, остальные из Белгорода, Нового Оскола, Прохоровки. Военные специальности наших земляков на корабле — матрос, кочегар, машинист, санитар, гальванер, минер и др. Что интересно, что все белгородцы после сдачи корабля остались в Румынии. Многие потом все же вернулись в Россию, где были преданы Военно-морским судам и получили разные сроки тюремного заключения, некоторые из них так и не вернулись домой, затерявшись в пучине войн, революций и эмиграций. О них не было никаких сведений.
В июне 1955 года, когда в стране отмечался полувековой юбилей революционного подвига «Потемкина», четыре моряка-потемкинца, жители нашей области, были награждены орденом Красной Звезды. Это Антон Емельянович Береза из Борисовки, Павел Викторович Костюков и Афанасий Парфирьевич Озеров из Прохоровского района и грайворонец Алексей Ильич Кулявцев. Трое из них служили кочегарами, а А.Е. Береза — машинистом первой статьи.
Гавриил Михайлович Шкутов вспоминал, что вернувшись в Россию, после пяти лет каторги «…был лишен гражданских прав, не мог устроиться на работу, т.к. был в «черном списке»» (Валуйская газета «Звезда» 24 апреля 1965 года).
Восстание на броненосце «Потемкин» оказало огромное влияние и на солдат 51-й артиллерийской бригады, дислоцировавшейся в Белгороде. Более 200 солдат бригады отказались подчиняться командованию и решительно выступили в поддержку бастовавших рабочих-железнодорожников Белгорода. Министр внутренних дел Дурново в письме военному министру писал: «В Белгороде возникли крупные беспорядки в артиллерийской бригаде, вследствие чего генерал-адъютант Пантелеев командировал в означенный город две роты с пулеметами». Восстание было подавлено. Власти предали его организаторов и активных участников военному суду, спешно вывели бригаду из Белгорода и расформировали ее.
«Это революционное выступление было одним из крупных среди воинских частей России» писал в своей статье «Непобежденная территория революции» Ю.И. Гончаренко. (Ф.48.Оп.4. Д.130.с.43)
Действия бунтовщиков можно оценивать по-разному. Но знать и помнить важнейшие исторические события своей Родины — просто обязаны.
Татьяна Цыбенко
Фото из Государственного архива новейшей истории Белгородской области