Warning: Undefined array key 1 in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 86
Прогулки по Белгороду
Замолвим слово об одном из последних святых, канонизированных накануне революционных событий
Чтобы прикоснуться к почитаемым в православном мире святыням, верующим нередко приходится совершать дальние поездки, выстаивать многочасовые очереди. И это, по мнению многих, еще самая малая жертва. Одна из таких святынь находится в нашем городе, и доступ к ней у белгородцев есть в любое время. Впрочем, обо всем по порядку.
Если помнят читатели, наша прошлая экскурсия по городу завершилась на Свято-Троицком бульваре, у памятника Иоасафу, епископу Белгородскому. Он был выполнен в мастерской известного белгородского скульптора Анатолия Шишкова. Первоначально памятник установили возле Белгородской духовной семинарии, но затем перенесли в благоустроенный сквер рядом с Марфо-Мариинским монастырем. К памятнику приходит немало людей, чтобы поразмышлять о будущем, посоветоваться с духовным покровителем. Почему? Как жил этот замечательный человек и что совершил во имя людей?
Один из последних святых
Епископ Белгородский Иоасаф был одним из последних святых, канонизированных Русской православной церковью накануне революционных событий 1917 года. В миру он носил имя Иоаким Андреевич Горленко. Родился будущий святитель в 1705 году в небольшом городке Прилуки Полтавской губернии. Родители принадлежали к знатным казацким семьям. Когда Иоакиму исполнилось 8 лет, его отправили на обучение в Киевскую академию. Там, наблюдая за жизнью иноков, он и пришел к мысли стать монахом. Через 12 лет его мечта осуществилась. В одном из киевских монастырей он принял постриг с именем Иоасаф. Более 10 лет после этого еще прожил в Киеве, а затем был отправлен на родную Полтавщину игуменом монастыря. Его деятельность на этом посту оказалась успешной, и о молодом игумене вскоре узнали и в Москве, и в Санкт-Петербурге. В 1744 году по личному распоряжению императрицы Елизаветы Иоасаф был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. Еще через четыре года он уже становится епископом и назначается главой Белгородской епархии.
Именно Белгороду были посвящены последние 6 лет недолгой жизни святителя Иоасафа. Но за эти годы он многое успел: благоустраивал храмы, организовывал школы и приюты, служил в деревенских храмах и общался с простыми прихожанами.
В конце 1754 года епископ отправился в родные Прилуки, чтобы повидаться с родителями. Перед отъездом, предвидя приближение кончины, приказал устроить у стены Свято-Троицкого собора склеп для погребения. На обратном пути, а это был декабрь, святитель заболел и скончался в слободе Грайворон. Ему было всего 49 лет. Тело доставили в Белгород, но из-за задержки в пути архиерея, назначенного Синодом возглавить похороны, открытый гроб целых два с половиной месяца находился в храме, но (о чудо!) тело не предалось тлению. Видевшее это прихожане сразу стали почитать Иоасафа как святого, хотя официальная канонизация произошла только спустя полтора века после его кончины.
Итак, тело архиепископа было погребено в приготовленном склепе лишь в феврале 1755 года.
От канонизации до ликвидации
Как гласит «Житие Святителя Иоасафа, чудотворца Белгородского», составленное князем Николаем Жеваховым, спустя два года после погребения некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. «При этом не только тело святителя было нетленным, но и к одеждам его, покрову и самому гробу не коснулось даже малейшее тление, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился повсюду и стал привлекать ко гробу святителя многих недужных, которые по совершении панихид о преставившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его, и по вере своей получали исцеления». На протяжении более полутора веков в усыпальницу спускались для поклонения и молитв перед нетленными мощами самодержцы Российские, члены императорской фамилии, известные церковные и государственные деятели, писатели и сотни тысяч паломников со всей Российской империи. О чудесах исцеления можно узнать из книги «Прославление Святителя Иоасафа Белгородского. Документы», изданной к 100-летию канонизации святителя. Большинство документов, приведенных в книге, были опубликованы впервые.
Итак, в сентябре 1911 года состоялись торжества по случаю канонизации Иоасафа при Курском преосвященном Питириме и Белгородском епископе Никодиме в присутствии княгини Елизаветы Феодоровны и князя Константина Константиновича. Гробница была вскрыта и обретены его нетленные мощи.
В декабре 1920 года, во исполнение постановления Народного комиссариата юстиции «О ликвидации мощей», мощи Иоасафа были отправлены в Москву, в музей Наркомздрава на Петровке, затем в антирелигиозный музей. В 1930-х годах их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию музея истории религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе. А место первоначального погребения святителя — склеп, получивший в народе название «пещерка», — было засыпано. Кстати, пещерка для белгородцев – это еще одно чудо. Но об это позднее.
Второе обретение мощей
В марте 1991 года на имя митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна поступило письмо от жительницы Ленинграда Людмилы Аркадьевны Соколовой, в котором сообщалось, что бригада плотников под руководством её отца, Аркадия Васильевича Соколова, в начале 1960-х годов получила задание заменить кровлю Казанского собора, в котором тогда размещался Музей истории религии и атеизма. Во время работы случайно упала доска на пол чердака и послышался звон разбитого стекла. Соколов спустился вниз и увидел, что разбилась стеклянная крышка деревянной раки, в которой лежало тело, обернутое пеленой. Ещё несколько лет рака с телом стояла на чердаке, затем она была выставлена в экспозиции Музея религии и атеизма в северном приделе собора напротив могилы Кутузова. В 1970 году в южных регионах СССР были отмечены случаи заболевания холерой. В связи с этим комендант музея распорядилась убрать «мумию» из экспозиционного зала, чтобы не вызвать санкций санитарной комиссии. Соколов завернул мощи святого в простыни и вместе со своим другом Владимиром Ивановичем Прудниковым поднял на чердак. В шлаке одного из отсеков перекрытия они выкопали яму и захоронили святыню. Там мощи святителя пролежали более 20 лет.
11 марта 1991 года они были сняты с чердака и перенесены в близлежащий Спасо-Преображенский собор, где находились в нетронутом виде до прихода комиссии, которая и установила их идентичность с мощами святителя Иоасафа Белгородского.
Активное участие в идентификации и возвращении мощей святителя Иоасафа приняли игумен Иоанн – нынешний митрополит Белгородский и Старооскольский, настоятели белгородских соборов протоиерей Олег Кобец и протоиерей Леонид Константинов при содействии сотрудников Белгородского областного краеведческого музея.
12 июля 1991 года святые мощи были облачены в полное архиерейское облачение и положены в новую гробницу. Вечером 13 июля Спасо-Преображенский собор встретил колокольным звоном Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прибывшего на торжество второго обретения мощей святителя Иоасафа Белгородского.
До 10 августа мощи святителя находились в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда, а 10 августа гробница с мощами была доставлена в Москву, в Богоявленский кафедральный собор. В столице святыня находилась до 3 сентября, после чего была перевезена в Курск, а 16 сентября — в Белгород. Автомобильный кортеж с мощами святителя въехал в наш город по той же дороге, по которой 242 года назад впервые прибыл в Белгород, назначенный сюда правящим архиереем епископ Иоасаф. К началу Всенощного бдения в Преображенский собор прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Достояние народа
Теперь о пещерке. Ее нашли белгородские краеведы в 2010 году во время археологических раскопок. В 2011 году рядом с пещеркой была построена часовня, а над пещеркой установлен стеклянный купол, увенчанный статуей ангела с крестом. В этом же году по благословению владыки Иоанна, тогда еще архиепископа Белгородкого и Старооскольского, была издана книга, в которой повествуется о строительстве и истории пещерки. Ее авторы – настоятель Преображенского кафедрального собора протоиерей Олег Кобец и краевед Анатолий Крупенков. Надо отметить, что за усердные труды на благо православной церкви отец Олег был награжден медалью святителя Иоасафа, епископа Белгородского II степени. Сама же пещерка внесена в единый государственный реестр российских памятников истории и культуры, составляющих достояние народа.
На этом наша экскурсия подошла к концу. До новых встреч.
Елена Володина
Фото Бориса Ечина