Наш ответ Третьяковке

Вернисаж

Два белгородских художника представили свое творчество

> Совместная выставка белгородских художников, двух Владимиров Аксёнова и Лыткина, в галерее «Родина» поневоле, своей одновременностью, стала своеобразным ответом на замечательную экспозицию из 53-х картин из собрания Третьяковской галереи, выставленную в предновогодье в нескольких сотнях метров от «Родины», в большом зале Белгородского художественного музея.

И если Третьяковка представила белгородцам шедевры прошлого, то Ак­сёнов и Лыткин предъявили «настоящее настоящее», то есть показали, какое со­временное искусство является подлин­ным продолжением традиций великой русской художественной школы. Связь эта очевидна как по уровню работ двух белгородцев, так, скажем, и по такому факту: В. Аксёнов, автор современного графического герба Белгорода, давно известный как замечательный резчик по дереву, является автором большого киота (2006), в котором пребывает одна из главных православных святынь, чу­дотворная икона Богоматери «Влади­мирская». Она находится в московском действующем храме Николы в Толма­чах, который является частью музейно-галерейного комплекса ГТГ.

Выставка двух Владимиров, при­уроченная к 60-летию каждого, — три зала графики и резьбы Аксёнова и «зеленый зал» пастелей и живописи Лыткина — является немалым подар­ком для Белгорода. В Белом граде вы­ставка продлится месяц, однако такую экспозицию хорошо бы провезти и по России, и по дальним пределам. Это подлинно русское искусство. И если Владимир Аксёнов демонстрирует экс­прессивную, сочную цветовую палитру, четкую линию, включая «всю гамму бытия земного», от трепета до гротеска, то подборка пастелей Лыткина прони­зана «тихим светом» «Руси уходящей». Именно такое название дал автор сво­ей юбилейной экспозиции. И тут мы вспомним и есенинскую «Отчалившую Русь», и одноименный свиридовский вокальный цикл на стихи Есенина. Его лирико-философские пейзажи воис­тину светятся изнутри. Одна из работ художника названа «Вечерний свет», однако свечение его произведений именно «невечернее», горнее, которое мастер ретранслирует через личное художественное воплощение сумереч­ных земных уголков России.

Неслучайным является также тот факт, что В. Лыткин совсем недавно за­вершил работу по созданию музейной экспозиции в кабинете духовного кра­еведения при кафедральном Свято-Преображенском соборе Белгорода. И хочется продлевать радость, подарен­ную нам двумя мастерами, хочется рассказывать об этом нерядовом со­бытии в культурной жизни Белгорода и всей России, хочется брать своих близких и друзей за руку и вести в «Ро­дину» — всматриваться в работы Аксё­нова и Лыткина, впечатляться, вдумы­ваться, оставаться с ними.

Станислав МИНАКОВ