Вернисаж
Два белгородских художника представили свое творчество
> Совместная выставка белгородских художников, двух Владимиров — Аксёнова и Лыткина, в галерее «Родина» поневоле, своей одновременностью, стала своеобразным ответом на замечательную экспозицию из 53-х картин из собрания Третьяковской галереи, выставленную в предновогодье в нескольких сотнях метров от «Родины», в большом зале Белгородского художественного музея.
И если Третьяковка представила белгородцам шедевры прошлого, то Аксёнов и Лыткин предъявили «настоящее настоящее», то есть показали, какое современное искусство является подлинным продолжением традиций великой русской художественной школы. Связь эта очевидна как по уровню работ двух белгородцев, так, скажем, и по такому факту: В. Аксёнов, автор современного графического герба Белгорода, давно известный как замечательный резчик по дереву, является автором большого киота (2006), в котором пребывает одна из главных православных святынь, чудотворная икона Богоматери «Владимирская». Она находится в московском действующем храме Николы в Толмачах, который является частью музейно-галерейного комплекса ГТГ.
Выставка двух Владимиров, приуроченная к 60-летию каждого, — три зала графики и резьбы Аксёнова и «зеленый зал» пастелей и живописи Лыткина — является немалым подарком для Белгорода. В Белом граде выставка продлится месяц, однако такую экспозицию хорошо бы провезти и по России, и по дальним пределам. Это подлинно русское искусство. И если Владимир Аксёнов демонстрирует экспрессивную, сочную цветовую палитру, четкую линию, включая «всю гамму бытия земного», от трепета до гротеска, то подборка пастелей Лыткина пронизана «тихим светом» «Руси уходящей». Именно такое название дал автор своей юбилейной экспозиции. И тут мы вспомним и есенинскую «Отчалившую Русь», и одноименный свиридовский вокальный цикл на стихи Есенина. Его лирико-философские пейзажи воистину светятся изнутри. Одна из работ художника названа «Вечерний свет», однако свечение его произведений именно «невечернее», горнее, которое мастер ретранслирует через личное художественное воплощение сумеречных земных уголков России.
Неслучайным является также тот факт, что В. Лыткин совсем недавно завершил работу по созданию музейной экспозиции в кабинете духовного краеведения при кафедральном Свято-Преображенском соборе Белгорода. И хочется продлевать радость, подаренную нам двумя мастерами, хочется рассказывать об этом нерядовом событии в культурной жизни Белгорода и всей России, хочется брать своих близких и друзей за руку и вести в «Родину» — всматриваться в работы Аксёнова и Лыткина, впечатляться, вдумываться, оставаться с ними.
Станислав МИНАКОВ