> Ненадлежащее оказание услуг, бракованный товар, сроки гарантии и компенсация морального вреда —в отдел защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации Белгорода часто обращаются горожане со своими проблемами.
На вопросы читателей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации г. Белгорода Наталья МЕДВЕДЕВА.
ВОПРОС.
В декабре купила осенние сапоги. На товарном чеке указан гарантийный срок -1 месяц. Получается, что, если при использовании сапог весной возникнет какой—то брак, деньги мои «выброшены на ветер»?
СВЕТЛАНА
ОТВЕТ. Нет. В вашем случае рассматривается приобретение сезонного товара, для которого гарантийный срок, если он дан продавцом, исчисляется с момента наступления соответствующего сезона. В Белгородской области весенний сезон начинается с 1 марта. Именно с этой даты и отсчитывается ваш гарантийный срок.
ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ:
весенний сезон официально в нашем регионе начинается с 1 марта, летний — с 1 мая, осенний — с 1 сентября, зимний — с 15 ноября.
ВОПРОС.
Возвращаю шубу продавцу, так как в ней в гарантийный срок обнаружен производственный брак. Но продавец отказывается вернуть мне деньги в полном объеме, утверждая, что шубу я уже носила и цена ее понизилась. Он прав?
МАРИНА
ОТВЕТ. Продавец не прав. В соответствии со статьей 18 закона РФ «О защите прав потребителей» в случае возникновения в товаре недостатка, продавец обязан вернуть потребителю уплаченную за товар сумму. В соответствии с пунктом 27 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных постановлением правительства РФ №55 от 19.01.1998 — при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
ВОПРОС.
Купила дублёнку. После двух недель носки на рукавах обнаружила дефект — кожа вытянулась и стала с неровной поверхностью. Я написала претензию на возврат денег. Магазин проводит экспертизу за свой счёт, но если в результате экспертизы будет принято решение, что такие недостатки после двухнедельной носки допустимы, то я должна буду возместить магазину деньги за проведенную экспертизу. Что мне делать в случае, если экспертиза будет не в мою пользу?
ЕЛЕНА
ОТВЕТ. Действительно, в этом случае пункт 5 статьи 18 закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает обязанность потребителя компенсировать продавцу расходы, которые он понес на оплату экспертизы. Свое заключение эксперт обязан оформить письменно с указанием тех стандартов и нормативов, которыми он руководствовался, и сделать выводы о причинах возникновения недостатков. Если с результатами экспертизы вы не согласны — вы вправе оспорить такое заключение экспертизы в судебном порядке.
В суде вы вправе требовать проведения повторной экспертизы, а также требовать взыскания с ответчика убытков, которые понесли, оплачивая первоначальную экспертизу.
ВОПРОС.
В конце ноября купила зимние сапоги. В магазине дали гарантию 30 дней. Через 50 дней у сапог треснули подошвы. Можно ли вернуть деньги в этой ситуации и что надо делать?
АЛЛА
ОТВЕТ. Если гарантийный срок на обувь закончился, но с момента покупки не прошло двух лет, то вам необходимо обратиться в независимую экспертизу (на которую рекомендуем пригласить представителя магазина) для определения причины возникшего недостатка (трещины на подошве). Заключение экспертизы, подтверждающее недостаток производственного характера, и будет основанием потребовать у продавца возврата денег, уплаченных за обувь, а также денежных средств, затраченных вами на экспертизу.
СПРАВКА «НБ»
В отделе защиты прав потребителей управления потребительского рынка департамента экономического развития администрации Белгорода граждане могут получить консультации по вопросам защиты своих прав. Прием ведется ежедневно — с 9.00 до 13.00 часов (г. Белгород, ул. Н. Островского, 7, каб. 1), тел.: «горячая линия» — 32-42-39, «телефон доверия» — 32-44-21, «единая общественная приемная» — 32-31-84.