Как вырастить современного Болконского?

Принципы дворянского воспитания, актуальные и сейчас

Княжны и графы. Их стиль жизни, манера поведения и даже внешний обликрезультат особого воспитания, ориентированного на идеал. Четких предписаний, как его достичь, нет. Но наиболее важные принципы дворянского воспитания можно обозначить.

Чувство собственного достоинства

Маленьким дворянам с самого детства внушали, что «кому многое дано, с того много и спросится». Следовательно, ро­дился дворянином — изволь соответствовать: быть храбрым, честным, образованным и не для того, чтобы достичь славы и богатства, а потому что ты обязан быть именно таким. Отсюда же вытекает и концепт «дворянской чести», согласно тогдашним представлениям честь не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. Нарушить данное слово — значило раз и навсегда погубить свою репутацию.

• Храбрость

Трусость плохо сочетается с благородными порывами, пото­му у дворян особое внимание уделялось храбрости и счита­лось, что ее можно и необходимо тренировать путем волевых усилий и тренировок. Касалось это не только юношей, которые служили в армии и на флоте, выполняя трудные задания и тем самым заслуживая уважение, но и барышень.

• Физическая сила и ловкость

Быть храбрым и при этом тщедушным не получится, по­этому от дворян требовалась соответствующая физическая подготовка. Демонстрация физической выносливости была особым шиком, тем более, что хорошей физической подготов­ки требовали модные развлечения: охота и верховая езда. А каждый мужчина должен был быть готов выйти на дуэль.

• Самообладание

Воистину аристократическое качество, которое всегда вы­деляло это сословие. Там, где простой мужик выругается, настоящий дворянин бровью не поведет и с одинаковой сдер­жанностью отреагирует как на хорошие, так и на плохие но­вости. Его с детства тренировали принимать удары судьбы

мужественно, с достоинством, ни в коем случае не падая духом. Жалобы, слезы, лишние сантименты — это за рамками этикета, настоящий дворянин не мог позволить себе малодушия.

• Забота о внешнем виде

Дворянские дети обязаны были выглядеть хорошо, но не для того чтобы продемонстрировать свой достаток, а из ува­жения к окружающим. «Истинно расположенный к людям че­ловек не станет оскорблять чувства ближних ни чрезмерной небрежностью в одежде, ни излишней щеголеватостью», — пи­сал граф Честерфилд.

• Умение нравиться

В отличие от современной тенденции: «любите меня таким, какой я есть», дворяне искренне старались понравиться всем и не из соображений подхалимства, а этикета. Умение нравиться было целой наукой и начиналось с простейших формулировок: «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они отно­сились к тебе». Вести себя следовало так, чтобы делать свое общество как можно более приятным для окружающих.

• Скромность

Под скромностью подразумевалась не зажатость или стесни­тельность (с ней как раз боролись), а сдержанное отношение к своей персоне. Считалось, что нельзя встревать в беседы со своими комментариями или советами.

• Уместная, вежливая речь

Французский язык в России был языком общения знати, но и русским они владели не хуже. Было два негласных правила. Первое — настоящий аристократ мог наговорить гадостей друго­му аристократу, но только если они обличены в безукоризненно вежливую форму. Второе — речь дворянина должна быть умест­ной, и если он оказывался среди крестьян на базаре, то и там должен был быть своим.

• «СОММЕ IL FAUT» OU «JE NE SAIS QUOI» («так как надо» или «я не знаю что» франц.)

Пытаясь определить, что есть истинная воспитанность, бри­танский граф Честерфилд сравнивал ее с некой невидимой ли­нией, переступая которую, человек делается нестерпимо цере­монным, а не достигая ее — развязным или неловким. Тонкость состоит в том, что воспитанный человек знает, когда следует пренебречь правилами этикета, чтобы соблюсти хороший тон.

Exit mobile version