Человек и его дело
12 января сотрудники прокуратуры России принимали поздравления с профессиональным праздником. И хоть сам праздник относительно молодой, отмечается с 1996 года, в этом году у ведомства, чья история берет свои истоки со времен Петра Великого, 295-летний юбилей. Менялись эпохи и столетия, но прокуратура всегда стояла на защите прав и законных интересов государства и его граждан.
О работе городской прокуратуры мы рассказываем на страницах нашей газеты постоянно. А интервью прокурора Белгорода, старшего советника юстиции Николая Ивановича Головина, приуроченное к профессиональному празднику, это не только рассказ о деятельности ведомства, но и о его руководителе.
— Николай Иванович, почему Вы выбрали профессию юриста?
— С детства увлекался детективной литературой, в любом деле всегда хотелось добраться до истины. Так и родилась мечта стать следователем. Никто из моих родных в правоохранительных органах не работал, и мой выбор был самостоятельным. После окончания школы я поступил на юридический факультет Воронежского государственного университета.
— А кто из детективов все—таки самый любимый?
— Конечно же, для юношеских лет — это Шерлок Холмс Конан Дойла. Я также разделяю мнение английской королевы, что лучший Шерлок Холмс в кинематографе -в исполнении нашего Василия Ливанова. Сейчас больше нравятся детективы политические.
— И мечта сбылась, Вы стали не адвокатом, не юрисконсультом, а именно следователем?
— После окончания университета в 1986 году я четыре года работал следователем в Валуй-ской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях области. Работа специфическая, тем более, что ситуация в ту пору была достаточно сложная. Разгул демократии имел место и в «местах не столь отдаленных». В основном, расследовал уголовные дела о преступлениях, совершенных в исправительных учреждениях области. Принимал участие и в расследовании беспорядков в Старооскольском СИЗО, когда зачинщики железными кроватями выбили двери в камерах и пытались устроить массовый побег, который был предотвращен. В ходе расследования удалось восстановить все события этого ЧП, семь активных участников предстали перед судом и получили заслуженное наказание. По роду службы пришлось принимать участие и в расследовании межэтнического конфликта в Абхазии.
— Николай Иванович, этот первый опыт практической работы помог Вам в дальнейшем, когда Вы возглавили Ва—луйскую спецпрокуратуру, а потом перешли на работу в областную?
— Конечно. Теоретические знания и практика — это разные вещи. Когда человек знает специфику работы, ему проще понять, какие процессы происходят внутри, на что обратить особое внимание. К примеру, когда в ведении прокуратуры было следствие, наши сотрудники, как правило, вначале работали следователями, а потом, накопив опыт, осуществляли надзор за соблюдением законности в этом направлении. И это, на мой взгляд, очень помогало им в работе. Я как раз был назначен прокурором Белгорода в 2007 году, когда создали Следственный комитет, тогда еще при прокуратуре Российской Федерации.
— Вы уже десятый год у руля прокуратуры города, что изменилось за эти годы, помимо структурных преобразований?
— Преступлений стало меньше. Их количество уменьшилось более чем в полтора раза. А раскрываемость значительно повысилась: в целом — до 55 процентов, а по убийствам и тяжким телесным повреждениям, повлекшим смерть, — стопроцентная. Это результат совместной деятельности правоохранительных органов города.
Но работы у прокуратуры меньше не стало. Надзор за соблюдением законности теперь на совершенно другом уровне, в том числе мы работаем теперь с информацией, размещенной в Интернете, и сотнями обращений, поступающих к нам по электронной почте.
Но приоритетным по-прежнему остается надзор за соблюдением прав граждан. А это такие жизненно важные сферы, как занятость населения, пенсионное и социальное обеспечение, выплата зарплаты. Назову несколько характерных цифр. С начала 2016 года мерами прокурорского реагирования погашена задолженность на сумму около 110 миллионов рублей. Для сравнения: это больше погашенной суммы долга за 2014 и 2015 годы. А по выявленным фактам нарушений законодательства об оплате труда только в суд направлено более 1900 заявлений, 1850 из них уже удовлетворены.
— Николай Иванович, на кого вы опираетесь в своей работе?
— Мне досталось от прежнего руководства хорошее наследство -дружный коллектив профессионалов, таких как Ольга Васильевна Васильченко, Александр Федорович Рощупкин, Денис Валерьевич Оськин, Денис Николаевич Левченко. Ольга Васильевна и Александр Федорович до сих пор мои заместители, Денис Николаевич -первый заместитель руководителя СК РФ по Белгородской области, а Денис Валерьевич стал заместителем руководителя управления Генеральной прокуратуры России по Южному федеральному округу. Выходцы из нашего коллектива работают на руководящих должностях в прокуратуре, суде, следственном комитете области. А среди тех, на кого сейчас опираюсь — Наталия Владимировна Федосеева, Маргарита Владиславовна Ставинская, Ольга Евгеньевна Хоботкина, Анна Юрьевна Черникова, Светлана Викторовна Тысячная.
Коллектив пополняется молодыми кадрами, теперь в основном выпускниками НИУ «БелГУ».
Всех своих коллег и ветеранов прокуратуры поздравляю с профессиональным праздником и желаю крепкого здоровья, семейного и личного счастья, радостей в жизни, добра и благополучия.
— Пошли ли по Вашим стопам сыновья?
— Нет. Несмотря на то, что родители — юристы (мы с женой учились в одной группе и вот уже 30 лет вместе), оба они выбрали профессии инженеров.
Анна БАРАБАНОВА