Крестьянский сын России

Крестьянский сын РоссииК 95-летию Василия Горина

Есть уникальные люди, которым удается жизнь не только долгая, но и чрезвычайно насыщенная, полная, богатая борьбой и преодолениями, в конечном счетена удивление удачливая. К таким людям, безусловно, относился Василий Яковлевич Горин, почетный гражданин Белгородской области, легендарный при жизни председатель колхоза имени Фрунзе, которым он руководил до самой смерти. 9 января ему исполнилось бы 95 лет.

В1965 году за успехи в сельскохозяйственном производстве Горин был удостоен высшей награды СССР — ордена Ленина. В апреле 1971 года Василию Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. Четырнадцать лет спустя за досрочное выполнение плана он второй раз получил Золотую Звезду Героя.

Воспитание жизнью

Василий Яковлевич родился в 1922 году в кре­стьянской семье в селе Бессоновка Белгородского района. Сколько он помнил себя — жизнь его тесно связана с землей. Никакого трудового воспитания, как сейчас говорят, не требовалось, вся окружаю­щая жизнь и была воспитанием.

В июне 1941 года Василий окончил Харьковское во­енно-медицинское училище, и сразу ушел на фронт. Воевал с июня 1941-го по июль 1942 года на Калинин­ском фронте. Два года провел в фашистских концлаге­рях. Когда его освободили, при росте 174 сантиметра он весил 43 килограмма. После освобождения Горин вновь служил в рядах Советской армии, был награж­ден орденом Отечественной войны II степени, меда­лью «За победу над Германией в Великой Отечествен­ной войне 1941-1945 гг.», другими наградами.

После демобилизации Василий Яковлевич ра­ботал фельдшером в родной Бессоновке. Лечил людей. Видел, как тяжело восстанавливается село после лихих военных лет. Хозяйство, разоренное войной, прибыли не давало, председатели меня­лись чуть ли не каждый год, было пропито и разво­ровано всё, что можно. В восстановление колхоза не верил никто…

Не допустить разорения родины

Горин принял хозяйство в 1959 году. «Я медик, и в сельском хозяйстве разбирался плохо, но не мог отказаться от председательства — это ж моё село, моя родина, родина моих предков. Нельзя было до­пустить ее разорения», — объяснял свое решение Василий Яковлевич.

Тридцатисемилетний председатель оказался настоящим хозяином с большой буквы: справедли­вым, требовательным к другим и себе, жестким к разгильдяям и бездельникам. Сам работал в поле, сам охранял ток от расхитителей общего добра, от­стаивал свои начинания в кабинетах чиновников. Колхоз год от года креп, развивался, обзаводился материальной базой. Горин ввел режим строгой дисциплины и экономии средств. Позднее уже сами колхозники стали укорять проворовавшихся: ты кра­дёшь не у колхоза, а у нас, у себя…

В 1962 году он одним из первых в области ввел в колхозе заработную плату и внедрил хозяйствен­ный расчет, тем самым получив значительную эко­номическую самостоятельность. Для того времени это были весьма смелые шаги, но они полностью оправдались. Хозяйство стало стремительно под­ниматься. Всего за несколько лет колхоз им. Фрун­зе стал передовым предприятием в Центрально-Черноземном регионе, а затем и во всей России, среди хозяйств, производящих мясо.

В перестроечное время, когда по всей стране колхозы стали рушиться или реформироваться в АО и ЗАО, фрунзенцы не согласились на пере­стройку хозяйства. «Казалось, вот-вот наш колхоз развалится, — вспоминал в 1998 году Василий Яковлевич. — Журналы, центральные газеты писали, что колхозы — это вчерашний день… Когда началась вся эта неразбериха, я предложил созвать общее собрание, чтобы посоветоваться, как быть дальше: колхоз оставим или же будем фермерами? Выде­ляться никто не захотел… Все единодушно прого­лосовали за то, чтобы не менять прежнее назва­ние. Пенсионеры внесли предложение ужесточить трудовую дисциплину, чтобы она стала железной. Только на этой дисциплине мы и выжили». Колхозу удалось не только выстоять, но и сохранить лиди­рующие позиции в области по многим показателям.

Во имя людей

За годы председательства Горина изменился и облик села: построены Дом культуры, стадион и спортплощадки, поликлиника и медицинские пун­кты, отделение связи, торговый центр, жилые дома. В село был проведён газ, асфальтированы улицы. Бессоновская общеобразовательная школа, соеди­нённая со школой искусств, одна из первых в Совет­ском Союзе стала школой-комплексом.

В своё время, размышляя над тем, что может объ­единить бессоновцев помимо работы, чем будет за­полнено свободное время людей, чтобы их не тянуло к пьянству и другим порокам, Василий Яковлевич на­шёл прекрасное средство — искусство. Не знакомые с колхозом люди всегда удивлялись: в пусть преуспе­вающем, но всё же сельскохозяйственном предприя­тии — несколько духовых оркестров, для каждого воз­раста. Творчеством заняты, что называется, и стар и млад — поют, танцуют, играют в футбол, шахматы, каждый находит себе занятие по душе. По словам Василия Яковлевича, «колхоз для того и существует, чтобы людям в нем жилось все лучше и лучше».

На своем посту он оставался до самой смерти — 4 апреля 2014 года. За свою долгую жизнь Василий Яковлевич заслужил множество наград и званий, в том числе звание почетного гражданина Белгород­ской области. При жизни легендарному председате­лю было поставлено два памятника — бюст в Бессо­новке (1985) и скульптура перед главным корпусом Белгородского аграрного университета (2012), ко­торый с 2012 года носит его имя. Выдающиеся за­слуги Горина отмечены созданием общественного фонда и учреждением премии его имени. В декабре 2014 года в честь Горина был переименован колхоз, который он возглавлял более полувека.

В отделе краеведческой литературы Белгородской универсальной научной библиотеки работает книжно-иллюстративная выставка «Крестьянский сын России», посвященная 95-летию со дня рождения легендарного председателя. Выставка продлится до конца января.

Exit mobile version