Великие имена
Длилась она четверть века
В литературном музее работает интересная экспозиция «Дорогой и единственный духовный друг… История дружбы Л.Н. Толстого и Н.Н. Страхова», представляющая грани творчества и взаимоотношений двух знаковых личностей русской культуры.
«Дорогой и единственный духовный друг…» открывает цикл выставок «Николай Страхов: диалоги с писателями», её составляют два раздела: «Белгородские корни» Н.Н. Страхова» и «Л.Н. Толстой и Страхов: история взаимоотношений в переписке».
Копии материалов представлены из фондов государственного музея Л.Н. Толстого. Это письма из их переписки, а также письма Н.Н. Страхова к С.А. Толстой и Т.Л. Толстой-Сухотиной, рукописи «Азбуки» и «Войны и мира» с корректорской правкой Н.Н. Страхова, корректура «Анны Карениной», рисунки-портреты Н.Н. Страхова, выполненные Т.Л. Толстой-Сухотиной. Эти архивно-рукописные материалы дополняют издания из фондов Белгородского литературного музея, государственного архива Белгородской области, виды старого Белгорода — тех мест, с которыми была связана жизнь Н.Н. Страхова.
Николай Николаевич Страхов (1828-1896) — русский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской академии наук, долгое время был в тени своих великих собеседников. Взаимоотношения между Л.Н. Толстым и Н.Н. Страховым зарождаются в 1870 году, но личная встреча состоялась в июне 1871 года, когда Страхов приехал в Ясную Поляну.
С этого времени и до конца своей жизни он был другом, помощником, литературным советчиком, беспристрастным рецензентом для Льва Николаевича Толстого, чрезвычайно дорожившего общением с философом и критиком. Летопись их духовного общения нашла отражение не только в «интеллектуальной беседе», той критической и редакторской работе Страхова, которую так ценил Толстой, но и в личной переписке, длившейся более четверти века. Эпистолярное наследие дружбы Страхова и Толстого — это литературный памятник, который раскрывает перед читателями многогранные личности мыслителей. В письмах отразились различные аспекты общественной жизни России 1870-1890-х годов. Переписка существенно дополняет знания о жизни писателя в сложный период середины 1890-х годов, является материалом к изучению творческой истории произведений Л.Н. Толстого, истории публикаций, помогает определить характер их истолкования Н.Н. Страховым. А также объясняет, почему писатель считал его наиболее прозорливым критиком и соглашался с его суждениями. Трудно найти более откровенное и исповедальное эпистолярное наследие, чем их переписка.
Отношение Страхова к Толстому, как к мыслителю, граничило с поклонением, а его привязанность сквозила во всех письмах не только к самому Толстому, но и другим лицам. Он гордился тем, что его статья о «Войне и мире», эта «критическая поэма в четырех песнях», была первой, отметившей гениальность этого произведения -«настольной книги каждого образованного русского, классического чтения наших детей». Писатель считал статью Страхова лучшей критикой своего романа, написанной тонко и с большим пониманием. Он относился к Николаю Николаевичу с большим уважением и любовью, ценя в нем человека, одаренного художественным чутьем, и острого мыслителя. В течение ряда лет Страхов был ближайшим помощником Толстого в его литературных делах. Под его непосредственным наблюдением печаталась «Азбука», он правил корректуры «Анны Карениной», при его участии в 1873 году было издано собрание сочинений Толстого.
Когда в январе 1896 года пришло известие о смерти критика, Толстой записал в дневнике: «Я жив, но не живу. Страхов. Нынче узнал об его смерти. Событие важное смерть Страхова». Важно отметить, что столь же большое значение придавал Толстой переписке со Страховым и много лет спустя. Например, 13 февраля 1906 года он писал П.А. Сергеенко: «У меня было два (кроме А.А. Толстой) лица, к которым я много писал писем и, сколько я вспоминаю, интересных для тех, кому может быть интересна моя личность. Это — Страхов и кн. С.С. Урусов». На выставке кроме рукописей, писем и малоизвестных портретов, представлено и первое издание переписки Н.Н. Страхова и Л.Н. Толстого, вышедшее в свет в 1914 году и включающее 270 писем за период 1870-1894 годов.
Экспозиция рассчитана на широкую аудиторию. Посетить ее можно до 4 февраля.
Маргарита ШАРКОВАЙТЕ