Ненадлежащее оказание услуг, бракованный товар, сроки гарантии и компенсация морального вреда — в отдел защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации Белгорода часто обращаются горожане со своими проблемами.
На вопросы читателей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации г. Белгорода Наталья МЕДВЕДЕВА.
ВОПРОС.
Приобрела в магазине насос автомобильный воздушный (ручной), но он мне не подошел. Могу ли я его вернуть обратно?
ДИАНА
ОТВЕТ. Вы вправе обменять товар, не подошедший по форме, фасону, расцветке, размеру или комплектации, если сохранены его товарный вид, товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки и не прошли 14 дней, не считая дня покупки. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения к продавцу, вы вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать уплаченной за товар денежной суммы. Денежная сумма возвращается в течение трех дней со дня возврата указанного товара продавцу. Свои требования необходимо изложить в письменной претензии к продавцу.
ВОПРОС.
Заказали авто, сделали предоплату — 400 тысяч рублей. Теперь нам говорят, что мы должны полностью оплатить стоимость автомобиля, подписать договор купли—продажи и только потом нам отдадут ПТС. Правильно ли это?
СЕРГЕЙ
ОТВЕТ. Да, в соответствии с пунктом 59 Главы VI «Особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов» постановления правительства РФ от 19.01.1998 г. №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров…» только при передаче товара покупателю одновременно передаются установленные изготовителем комплект принадлежностей и документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство. Если после оплаты и заключения договора вам передают машину без ПТС — это является нарушением вышеуказанных правил. Вам необходимо обратиться в управление Роспотребнадзора, которое осуществляет контроль за соблюдением Правил продажи отдельных видов товаров (г. Белгород, ул. Железнякова, 2).
ВОПРОС.
Сдал телефон в ремонт, но в оговоренный срок он не был завершен. Могу ли я рассчитывать на получение неустойки, если гарантийный ремонт мобильного телефона длится более 45 дней, а подменный фонд не соответствует требуемому и сданному в ремонт устройству?
МАКСИМ
ОТВЕТ. В соответствии со статьей 20 закона РФ «О защите прав потребителей» срок устранения недостатков товара, определенный в письменной форме соглашением сторон, составляет сорок пять дней. Если вы не подписали дополнительное соглашение на продление срока ремонта, вы вправе потребовать неустойку в размере 1% цены товара, определенной статьей 23 закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение срока окончания ремонта. В отношении товаров длительного пользования уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, представляющие услуги сервиса, при предъявлении потребителем указанного требования, обязаны в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар, обладающий этими же основными потребительскими свойствами. В законе РФ «О защите прав потребителей» нет определения «Основные потребительские свойств товара», однако в инструкции изготовитель может указать свойства, которые прямо названы «основными потребительскими», на которые и вправе ссылаться потребитель. Дополнительно информируем, что в приказе МИТС №114 от 20.09.2005 «Об утверждении правил применения абонентских станций сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM-900/1800» определено значение специальных терминов: к абонентским станциям (абонентским радиостанциям) системы подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM-900/1800 относятся: конструктивно и функционально законченные устройства, имеющие все органы управления и интерфейс человек-машина и обеспечивающие пользователей услугами телефонии и передачи данных (сотовые телефоны, мобильные телефоны). Если ваш телефон относится к устройствам такого стандарта и, в случае отсутствия прямого указания в инструкции изготовителя на «основные потребительские свойства товара», основным потребительским свойством мобильного телефона будет являться возможность беспроводной телефонии и беспроводной передачи данных, то есть звонить и принимать/отсылать СМС.
СПРАВКА «НБ»
В отделе защиты прав потребителей управления потребительского рынка департамента экономического развития администрации Белгорода граждане могут получить консультации по вопросам защиты своих прав.
Прием ведется ежедневно —с 9.00 до 12.00 часов (г. Белгород, ул. Н. Островского, 7, каб. 3), тел.: «горячая линия» — 32-42-39, «телефон доверия» — 32-44-21, «единая общественная приемная» —32-31-84.