В созвездии Станкевичей

В созвездии СтанкевичейУроженцы Белгородчины прославили свой род служением слову и людям

> Многие замечательные люди остаются в тени знаменитых родственников. Так, публицист и мыслитель Николай Станкевич — одна из ключевых фигур литературного процесса XIX столетия — затмил младшего брата Александра и других представителей своей фамилии. Однако род Станкевичей — это целая плеяда людей литературы и искусства. В этом году отмечались юбилеи двух его представителей — 195 лет со дня рождения Александра Станкевича и 160-летие Алексея Станкевича.

Литератор, общественный деятель

Александр Владимирович Станкевич — интереснейшая личность: писатель, критик, меценат, коллекционер. Он родился в 1821 году, еще до восстания декабристов, и прожил более девяноста лет, пережив пять императоров, отмену крепостного права и революцию 1905 года. Млад­ший Станкевич принимал активное участие в заседаниях кружка старшего брата Николая, а после его смерти соб­рал собственный кружок московской творческой интел­лигенции. На встречах в доме Александра Владимировича беседовали историки И. Забелин и С. Соловьев, блис­тали Н. Рубинштейн и П. Чайковский, заходил после ко-серваторских концертов Л. Толстой.

Коллекционирование картин и редких книг было страстью А. Станкевича. Тонкий знаток искусства, он соб­рал ценнейшую коллекцию полотен итальянских и гол­ландских мастеров живописи, многие шедевры привез из путешествий по Европе. В его библиотеке было свыше 4500 томов редких книг по истории, литературе, политэко­номии, языкознанию. Значительную её часть составляли зарубежные издания XVI-XVIII веков.

Александр Владимирович не мыслил свою жизнь без литературы. Он выпустил несколько повестей под раз­ными псевдонимами, писал рецензии и критические статьи для журналов «Атеней» и «Вестник Европы», публиковался в «Московских ведомостях».

Имя Александра Станкевича было также известно в Москве как благотворителя-мецената. Он долгие годы состоял членом попечительского совета Московского училища живописи, ваяния и зодчества, входил в совет Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых.

По воспоминаниям известного искусствоведа и род­ственника Станкевичей А.Г. Габричевского, Александр Владимирович являл собой тип старого русского барина. Летом он жил в имении, а зимой — в собственном мос­ковском особняке, возле которого каждый день в соп­ровождении камердинера Ивана прогуливался по пе­реулку. Стоило ему увидеть хотя бы один автомобиль, как он немедленно спешил вернуться домой. Цивилизацию ни в каких проявлениях Александр Владимирович не принимал. Подтверждение этому — одна занятная исто­рия о том, как в его дом провели электричество. Все

домашние понимали, что Станкевич такое нововведение никогда не одобрит. Поэтому все работы были сделаны летом, пока глава семейства находился в имении. Когда же осенью Александр Владимирович вернулся в Москву, к нему подослали любимого внука Юру сообщить о важ­ной перемене. Мальчик пришел к деду перед сном и показал на столик с лампой в изголовье барской кровати.

— Дедушка, — сказал Юра, — у нас теперь электрическое освещение. Смотри!

Он нажал кнопку, и под стеклянным абажуром вспыхнула лампочка.

— Так, — сказал дед, — а как ее погасить?

— Очень просто. Так же, как и зажечь… Надо опять на­жать эту кнопку…

Едва свет погас, старый барин изо всей силы ударил рукой по лампе, та упала на пол и разбилась. До самой смерти он так и не признал электричества. Несмотря на то, что коридор в доме был залит электрическим светом, глава семейства проходил из столовой в свой кабинет в сопровождении камердинера, который нес бронзовый подсвечник с шестью горящими свечами…

Библиотекарь Исторического музея

Другой младший брат Николая Станкевича, Иван Вла­димирович, вопреки сословным устоям женился на кре­постной девушке Дарье Камышевой. В этой семье ро­дился Алексей Иванович Станкевич (1856-1922) — биб­лиотекарь, историк и переводчик. Обладая на высоком уровне навыками библиографии и работы с рукописями, Алексей Иванович как профессионал библиотечного дела внес значительный вклад в русскую культуру. Окон­чив историко-филологический факультет Московского университета и проработав несколько лет в архиве Ми­нистерства иностранных дел, он был приглашен из­вестным историком И.Е. Забелиным в Российский Исторический музей на должность главного библиотека­ря. С 1887 года Алексей Иванович приступил к созда­нию библиотеки музея и всю жизнь посвятил службе в ней. После официальной отставки в 1917 году он снова вернулся в музей: в качестве сотрудника библиотеки Станкевич занимался переводом, изучением и описани­ем путевых записок немецких путешественников и других иностранцев, побывавших в России. Например, признан классическим его перевод воспоминаний дипломата Якова Рейтенфельса «Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии».

Терпеливый и настойчивый исследователь, Алексей Иванович много времени посвятил кропотливому изу­чению рукописи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». В 1902 году она поступила в Исторический музей, а через год появилась в печати с палеографическим описанием главного библиотекаря Станкевича. В московской Чер­товской библиотеке он нашел автографы Кольцова, при сличении которых с академическим изданием коль-цовских стихотворений обнаружились неизвестные варианты произведений воронежского поэта-прасола.

Как и многие Станкевичи, Алексей Иванович был ув­леченным коллекционером. Тридцать лет он собирал материалы по истории своего рода, по истории костюма XIX века, портреты современных ему общественных дея­телей. Не забывая знаменитого дядю, племянник за­нимался популяризацией его культурного наследия — в 1890 году подготовил к печати сборник произведений Николая Станкевича, а в 1914 году издал «Переписку Ни­колая Владимировича Станкевича. 1830-1840». Издание получило самые восторженные отзывы. Внук М.С. Щеп­кина, историк Е.Н. Щепкин писал Алексею Ивановичу по поводу «Переписки…»: «Это — глыба русской духовной жизни 30-х годов, памятник для рода Станкевичей и для тебя, как редактора, прежде всего».

Алексей Станкевич был лично знаком с великим князем Сергеем Александровичем и его супругой Ели­заветой Федоровной. Светлейший князь предложил ему привести в порядок и каталогизировать княжескую биб­лиотеку. Алексей Иванович провел за этой работой полтора месяца в их подмосковном имении Ильинское и сохранил самые теплые воспоминаниях о проведенном там времени.

Зная, какое важное значение имеют воспоминания очевидцев, он оставил собственные мемуары. Они со­держат интересные зарисовки московской литератур­ной жизни конца XIX столетия, а также много впечат­ляющих эпизодов, связанных с посетителями музейной библиотеки. Однажды к Станкевичу обратился знаме­нитый художник В.В. Верещагин, занимавшийся на тот момент картинами на тему 1812 года. Тот предложил ему несколько указателей «Русского архива», «Русской старины» и «Иностранного вестника». Верещагин, про­листывая книги, стал делать отметки на страницах толс­тым синим карандашом. Алексей Иванович, заметив это, возмутился: «Если каждый читатель будет делать отметки — один синим карандашом, другой — красным, третий — зеленым, четвертый — черным, — то книга скоро превратится в какую-нибудь не то райскую птицу, не то попугая». Художник обиделся. Они долго возражали друг другу, но в итоге Станкевич победил, заявив, что отберет книги и «покажет Забелину его пачкотню».

Были и комические ситуации. Как-то один из посетите­лей библиотеки принес для выставки, посвященной Пушкину, портрет человека в военном мундире.

— Кто же это такой? — спросил Станкевич.

— Это-с Александр Сергеевич Пушкин, — последовал уверенный ответ.

— Да ведь, прежде всего лицо совершенно не похоже, а потом Пушкин никогда военным не был.

— Так, может быть, это господин Лермонтов?

— И на Лермонтова не похож. Несите ваш портрет обратно.

— А, может быть, это господин Марлинский?

— Нет, и не Марлинский.

— Стало быть, не примете на выставку?

— Не приму.

— А я думаю, что всё же интересно было бы выставить. Будьте добры, примите!!

— Да как же я приму, когда ни вы, ни я не знаем, кто это такой!

— А может быть, кто-нибудь из публики признает!

Мемуарные очерки Алексея Станкевича — это уни­кальная летопись встреч с выдающимися личностями XIX века — жены великих романистов А.Г. Достоевская и С.А. Толстая, аэронавт Ш. Леру, семейство Романовых, академик А.Н. Веселовский, художник А.М. Васнецов… Его любили, уважали, к нему обращались за помощью и всегда находили дружеский отклик. В архиве Станкевича сохранилось свыше 80 документов, большая их часть — открытки и письма делового и личного характера от О.Л. Книппер-Чеховой, И.В. Цветаева, Г.В. Плеханова и других.

Жизнь Алексея Ивановича, как и многих других Станкевичей, — удивительное полотно, сотканное из слу­жения и любви к слову, книге, искусству и, конечно, лю­дям. В истории ярко запечатлена только звезда Николая Владимировича Станкевича, но её отсвет падает на всё его семейство.

Маргарита ТЕРЁХИНА

Exit mobile version