> Многие замечательные люди остаются в тени знаменитых родственников. Так, публицист и мыслитель Николай Станкевич — одна из ключевых фигур литературного процесса XIX столетия — затмил младшего брата Александра и других представителей своей фамилии. Однако род Станкевичей — это целая плеяда людей литературы и искусства. В этом году отмечались юбилеи двух его представителей — 195 лет со дня рождения Александра Станкевича и 160-летие Алексея Станкевича.
Литератор, общественный деятель
Александр Владимирович Станкевич — интереснейшая личность: писатель, критик, меценат, коллекционер. Он родился в 1821 году, еще до восстания декабристов, и прожил более девяноста лет, пережив пять императоров, отмену крепостного права и революцию 1905 года. Младший Станкевич принимал активное участие в заседаниях кружка старшего брата Николая, а после его смерти собрал собственный кружок московской творческой интеллигенции. На встречах в доме Александра Владимировича беседовали историки И. Забелин и С. Соловьев, блистали Н. Рубинштейн и П. Чайковский, заходил после ко-серваторских концертов Л. Толстой.
Коллекционирование картин и редких книг было страстью А. Станкевича. Тонкий знаток искусства, он собрал ценнейшую коллекцию полотен итальянских и голландских мастеров живописи, многие шедевры привез из путешествий по Европе. В его библиотеке было свыше 4500 томов редких книг по истории, литературе, политэкономии, языкознанию. Значительную её часть составляли зарубежные издания XVI-XVIII веков.
Александр Владимирович не мыслил свою жизнь без литературы. Он выпустил несколько повестей под разными псевдонимами, писал рецензии и критические статьи для журналов «Атеней» и «Вестник Европы», публиковался в «Московских ведомостях».
Имя Александра Станкевича было также известно в Москве как благотворителя-мецената. Он долгие годы состоял членом попечительского совета Московского училища живописи, ваяния и зодчества, входил в совет Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых.
По воспоминаниям известного искусствоведа и родственника Станкевичей А.Г. Габричевского, Александр Владимирович являл собой тип старого русского барина. Летом он жил в имении, а зимой — в собственном московском особняке, возле которого каждый день в сопровождении камердинера Ивана прогуливался по переулку. Стоило ему увидеть хотя бы один автомобиль, как он немедленно спешил вернуться домой. Цивилизацию ни в каких проявлениях Александр Владимирович не принимал. Подтверждение этому — одна занятная история о том, как в его дом провели электричество. Все
домашние понимали, что Станкевич такое нововведение никогда не одобрит. Поэтому все работы были сделаны летом, пока глава семейства находился в имении. Когда же осенью Александр Владимирович вернулся в Москву, к нему подослали любимого внука Юру сообщить о важной перемене. Мальчик пришел к деду перед сном и показал на столик с лампой в изголовье барской кровати.
— Дедушка, — сказал Юра, — у нас теперь электрическое освещение. Смотри!
Он нажал кнопку, и под стеклянным абажуром вспыхнула лампочка.
— Так, — сказал дед, — а как ее погасить?
— Очень просто. Так же, как и зажечь… Надо опять нажать эту кнопку…
Едва свет погас, старый барин изо всей силы ударил рукой по лампе, та упала на пол и разбилась. До самой смерти он так и не признал электричества. Несмотря на то, что коридор в доме был залит электрическим светом, глава семейства проходил из столовой в свой кабинет в сопровождении камердинера, который нес бронзовый подсвечник с шестью горящими свечами…
Библиотекарь Исторического музея
Терпеливый и настойчивый исследователь, Алексей Иванович много времени посвятил кропотливому изучению рукописи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». В 1902 году она поступила в Исторический музей, а через год появилась в печати с палеографическим описанием главного библиотекаря Станкевича. В московской Чертовской библиотеке он нашел автографы Кольцова, при сличении которых с академическим изданием коль-цовских стихотворений обнаружились неизвестные варианты произведений воронежского поэта-прасола.
Как и многие Станкевичи, Алексей Иванович был увлеченным коллекционером. Тридцать лет он собирал материалы по истории своего рода, по истории костюма XIX века, портреты современных ему общественных деятелей. Не забывая знаменитого дядю, племянник занимался популяризацией его культурного наследия — в 1890 году подготовил к печати сборник произведений Николая Станкевича, а в 1914 году издал «Переписку Николая Владимировича Станкевича. 1830-1840». Издание получило самые восторженные отзывы. Внук М.С. Щепкина, историк Е.Н. Щепкин писал Алексею Ивановичу по поводу «Переписки…»: «Это — глыба русской духовной жизни 30-х годов, памятник для рода Станкевичей и для тебя, как редактора, прежде всего».
Алексей Станкевич был лично знаком с великим князем Сергеем Александровичем и его супругой Елизаветой Федоровной. Светлейший князь предложил ему привести в порядок и каталогизировать княжескую библиотеку. Алексей Иванович провел за этой работой полтора месяца в их подмосковном имении Ильинское и сохранил самые теплые воспоминаниях о проведенном там времени.
Зная, какое важное значение имеют воспоминания очевидцев, он оставил собственные мемуары. Они содержат интересные зарисовки московской литературной жизни конца XIX столетия, а также много впечатляющих эпизодов, связанных с посетителями музейной библиотеки. Однажды к Станкевичу обратился знаменитый художник В.В. Верещагин, занимавшийся на тот момент картинами на тему 1812 года. Тот предложил ему несколько указателей «Русского архива», «Русской старины» и «Иностранного вестника». Верещагин, пролистывая книги, стал делать отметки на страницах толстым синим карандашом. Алексей Иванович, заметив это, возмутился: «Если каждый читатель будет делать отметки — один синим карандашом, другой — красным, третий — зеленым, четвертый — черным, — то книга скоро превратится в какую-нибудь не то райскую птицу, не то попугая». Художник обиделся. Они долго возражали друг другу, но в итоге Станкевич победил, заявив, что отберет книги и «покажет Забелину его пачкотню».
Были и комические ситуации. Как-то один из посетителей библиотеки принес для выставки, посвященной Пушкину, портрет человека в военном мундире.
— Кто же это такой? — спросил Станкевич.
— Это-с Александр Сергеевич Пушкин, — последовал уверенный ответ.
— Да ведь, прежде всего лицо совершенно не похоже, а потом Пушкин никогда военным не был.
— Так, может быть, это господин Лермонтов?
— И на Лермонтова не похож. Несите ваш портрет обратно.
— А, может быть, это господин Марлинский?
— Нет, и не Марлинский.
— Стало быть, не примете на выставку?
— Не приму.
— А я думаю, что всё же интересно было бы выставить. Будьте добры, примите!!
— Да как же я приму, когда ни вы, ни я не знаем, кто это такой!
— А может быть, кто-нибудь из публики признает!
Мемуарные очерки Алексея Станкевича — это уникальная летопись встреч с выдающимися личностями XIX века — жены великих романистов А.Г. Достоевская и С.А. Толстая, аэронавт Ш. Леру, семейство Романовых, академик А.Н. Веселовский, художник А.М. Васнецов… Его любили, уважали, к нему обращались за помощью и всегда находили дружеский отклик. В архиве Станкевича сохранилось свыше 80 документов, большая их часть — открытки и письма делового и личного характера от О.Л. Книппер-Чеховой, И.В. Цветаева, Г.В. Плеханова и других.
Жизнь Алексея Ивановича, как и многих других Станкевичей, — удивительное полотно, сотканное из служения и любви к слову, книге, искусству и, конечно, людям. В истории ярко запечатлена только звезда Николая Владимировича Станкевича, но её отсвет падает на всё его семейство.
Маргарита ТЕРЁХИНА