Тарас Хтей: «Каждый раз ты должен доказывать, что достоин стоять на площадке»

Тарас Хтей: «Каждый раз ты должен доказывать, что достоин стоять на площадке»Гость проекта «Жить в Белгороде» сегодня Тарас Хтей — российский волейболист, доигровщик, капитан «Белогорья», игрок сборной России, чемпион летних Олимпийских игр 2012 года. Мы говорим о пути к успеху, олимпиадах, травмах, семье и Белгороде.

СПРАВКА «НБ»

Тарас Юрьевич Хтей родился 22 мая 1982 года. Бронзовый призёр XXVIII Олимпийских игр в Афинах (2004), лучший подающий «Финала четырёх» Евролиги (2005), двукратный победитель Мировой лиги (2002,2011), серебряный призёр Мировой лиги (2010), обладатель Приза Андрея Кузнецова (2010), обладатель Кубка мира (2011), чемпион XXX Олимпийских игр в Лондоне (2012). В 2013 году был избран депутатом Совета депутатов Белгорода V созыва. Общественный деятель.

Тарас, Вы родом с Западной Украины?

— Да, я родился в селе Забужье Львовской области. В три года мы переехали в Запорожье, это всего лишь 350 км от Белгорода. В13 лет по приглашению первого тренера Ольги Григорьевны Вербовой пере­ехал в Москву, где уже серьезно за­нялся волейболом.

В детстве и юности Вы за­нимались разными видами спор­та, но предпочтение отдали волейболу. Почему?

— Пробовал себя в плавании, в шахматах, в борьбе и в боксе. Но на выбор, скорее всего, повлиял отец. На тот момент он тренировал институтскую команду по волейбо­лу, я к нему ходил на тренировки. Мне очень нравилась игра с мячом, а потом — у меня получалось.

Чем запомнился московский период?

Я очень сильно переживал, когда мы ехали в Москву: мама и я с братом. Мне было 13 лет. У нас была самая обычная рабочая се­мья с минимальным достатком. В Москве приходилось тяжеловато. Мама работала на двух работах, чтобы прокормить двух ребят. И я понимал, что должен выкладывать­ся полностью, мои спортивные до­стижения должны стоить этих труд­ностей.

А что давало веру, что всё получится?

— Мама видела, как у меня горе­ли глаза. А я мечтал стать перво­классным волейболистом и этим жил. Стать лучшим, заработать де­нег, помочь семье. Я полюбил этот вид спорта, родные это видели.

Это правда, что Вы жени­лись в 16 лет?

Был такой момент в моей жизни. Я хотел и мог выступать за сборную России, а для этого нужно гражданство. Относительно бы­стрых путей было два: жениться или меня должна была усыновить российская семья. Кстати, Ольга Григорьевна Вербова была на это готова и даже предлагала маме. Мама наотрез отказалась, и тог­да решили пойти по пути брака. Я видел эту девушку всего два раза: когда расписывались и когда раз­водились. Знаю, что она была сту­денткой МГУ.

А сами Вы успели закон­чить вуз?

У меня два высших образова­ния: первое — менеджер, второе — экономист. Оба получил в Москов­ском институте науки и образова­ния.

А почему не спортфак?

— Мне кажется, это слишком ба­нально для спортсмена. Хочется реализовать себя в других направ­лениях, например, в управленче­ских проектах. Это интересно.

Возвращаясь к волейболу, с чего для Вас начался успех и кто этому способствовал?

Первые победы пришли в молодежной сборной России: мы выиграли чемпионат Европы и чемпионат мира. Ко мне начали присматриваться, приглашать. Я попал в профессиональный клуб МГТУ им. Баумана, он формиро­вался на базе университета, с этой

командой мы стали чемпионами России. Мне было 19 лет.

А как Вы из Москвы попали в Белгород?

Предложение прийти в «Бе-логорье» мне сделал Геннадий Яковлевич Шипулин. На тот период у меня было ощущение какой-то стагнации. Я играл в команде «Ди­намо», потом «Искре» и понимал, что нужно что-то менять, нужно что-то новое. И я благодарен Геннадию Яковлевичу за это предложение. В Белгород я переехал в 2008 году и здесь переродился в волейболь­ном плане. Опять пошли результа­ты, достижения, победы.

«Белогорье» — команда звезд. Есть ли проблема лич­ностных взаимоотношений?

— Каждый из нас ощущает себя в команде, в коллективе. Возможно, у мастеровитых игроков есть при­вилегии, но они небольшие.

А амбиции?

— Амбиции в том, что ты спортсмен и каждый день должен доказывать, что достоин стоять на площадке, выступать за эту команду, этот го­род. И ты должен доказать, что го­тов сделать это лучше, чем кто-то другой. Это нормальная спортивная конкуренция. Мы все очень хорошо и тесно общаемся и на площадке и вне. Знаем, у кого какие трудности, радости. Еще раз повторю, мы одна большая семья, которая делает об­щий результат на благо многих лю­дей, наших болельщиков.

Если говорить о неиз­бежных травмах игроков, Вы перенесли серьезную травму, несколько операций, как справ­ляетесь с её последствиями?

Сложно. Чтобы находиться в хорошей форме, нужно постоянно тренироваться по максимуму, полно­стью отдаваться тренировкам. И это трудно, когда что-то болит. Я пере­нёс три операции на тазобедренном суставе, после каждой — тяжелую реабилитацию, и, конечно, чувствую определенный спад в профессио­нальном плане. Только набираешь форму, начинают обостряться про­блемные места. Представьте, за са­мую простую тренировку мы делаем по 300 прыжков. Мой вес -112 кило­граммов, надо постоянно прыгать, приземляться. Блок — подача — атаку­ющий удар. Прыгать надо в полную силу, потому что если ты сфилонил, это все видят. Выкладываешься сто­процентно.

А нет желания уйти из спорта?

— Вы знаете, разные были мо-

менты, были и критические, когда не то что прыгать, ходить не мог. Когда каждый шаг был невыноси­мой болью. А надо тренироваться, надо играть, иначе подводишь всю команду. Пока играем. Но, как по­ётся в песне, ждём честолюбивых дублёров.

А есть такие?

— Мы их ждём. Как только они появятся, будем уступать место. Клубу сегодня уже сорок лет — юби­лейная дата. Мы с честью и до­стоинством пронесли свой отрезок, теперь настаёт очередь молодых.

Самый триумфальный для Вас год-2012-й?

— Олимпиада в Лондоне. Этот пьедестал запомнится надолго. После рождения детей это один из самых счастливых дней в моей жизни. Ты к нему долго шёл и в ито­ге-«золото».

Вы помните, как играли: что получалось, что не полу­чилось?

— Сама подготовка была рва­ная, очень много травмированных игроков: я после операции, у Сер­гея (Тетюхина ред.) проблемы с сердцем, травмированы и Саня Волков, и Саша Бутько. Какая там ребятам олимпиада! Но мы на­брали темп, была победа на Кубке мира. За два года мы дали понять всей мировой волейбольной элите, что нас не победить. И вот с этой уверенностью мы выходили на каж­дый матч. К олимпиаде мы подош­ли уже не в лучшей своей форме.

Но вера и желание победить — были не сравнимы ни с чем. Мы так спло­тились за счет всё тех же проблем! Я за месяц практически только на­чал тренироваться перед поездкой на олимпиаду. И вот финал. Сама атмосфера олимпиады… Переста­новка составов с ног на голову, мы сами не ожидали, что в такой игре такое возможно. Такой джокер -взять Диму Мусэрского и поставить в диагональные. Он начал бомбить, практически один положил всех на лопатки, за 4 партии набил 35 оч­ков. Наверное, это чудо. Но, если ты пожертвовал всем, чтобы побе­дить, наверное, бог вознаграждает.

А почему не получилось по­вторить успех на олимпиаде в 2016 году?

— Состав омолодился, ребята на сегодняшний момент — сильные игроки, показывают хорошие ре­зультаты. Но, мне кажется, они не были готовы к олимпиаде. Там дру­гая атмосфера, там нужно справ­ляться не с соперником, а с самим собой, со своими чувствами, чтобы не было мандража, только уверен­ность. А это все нарабатывается го­дами. Очень сложно выйти в 22 года и сыграть на олимпиаде блестяще. Еще этот допинговый скандал… Не взять Диму Мусэрского — это была большая ошибка. Выпустив его при том счёте, когда Бразилия вела 2:0, они, может быть, поймали бы какой-то ступор и этого хватило бы для по­беды. Как в 2012 году, он вышел — и у них колени затряслись.

У Вас много наград, много званий. Что из довольно внуши­тельного списка дороже всего?

Медаль «За заслуги перед землей Белгородской» первой сте­пени. Вручал всеми нами уважае­мый губернатор области Евгений Степанович Савченко, и это было очень приятно. Мы тогда верну­лись чемпионами с олимпиады. Ко­нечно, есть и государственные на­грады — медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орден Дружбы, — но эта ближе сердцу.

У Вас много поклонников? Насколько Вы узнаваемы, часто подходят за автографами?

— Часто. Люди следят за спор­тивной жизнью. Особенно, когда приезжаешь со сборной. Подходят и в Европе, и в российских городах. Это очень приятно. Это пропаганда здорового образа жизни, популяри­зация нашего вида спорта. Мы ста­раемся общаться с молодежью, давать интервью, мастер-классы, фотосессии. Почему нет?

Вопрос о личной жизни, Вы женаты на Яне Шипулиной — Яне Хтей. Расскажите, как встрети­лись, как развивались ваши от­ношения.

— В 2002 году меня пригласили в национальную мужскую сборную, тогда её руководителем был Генна­дий Яковлевич Шипулин. И в 2003 году на базе «Белогорья» проходи­ли сборы. Так вот, я сидел на ла­вочке, мимо проходила девушка. Я понял, что это моя девушка.

А не было страха, всё-таки дочь главного тренера?

— Я не знал этого сначала, понял это лишь спустя несколько дней. Но тогда уже не имело значения, я хотел быть с этим человеком.

У вас четыре дочери. Млад­шая появилась полтора года на­зад. Хотели сына?

Ну, лукавить не буду, хотел сына, девчонок в доме хватало (улыбается ред.). Но дочери — это радость. Все девчонки очень ин­тересные, очень спортивные. Про­сят, чтобы отдал их на волейбол.

И что Вы по этому поводу думаете?

Я бы не хотел. Я знаю, что та­кое волейбол — это взлёты, падения, травмы, переезды, самолёты, го­стиницы… Для девочки, я считаю, нужно совсем другое: быть обра­зованной, воспитанной, красивой. Они занимаются для себя спортом. Аделина увлекается фитнесом, она — студентка МГУ, учится на экономи­ческом факультете. Арина и Алиса (двойняшки ред.) занимаются спортивными танцами. Агнии все­го полтора года, но очень любит играть в мяч.

Я нашла Ваше интервью 2002 года, на вопрос «как вам жи­вётся в Москве», Вы ответили: «Привык уже. Всё-таки седьмой год здесь один. Да, конечно, Мо­сква нравится. Вот бывает вы­езжаем на соревнования — тот же Белгород, Ярославль, Пермь …. Все периферия. Москва, Питер -больше нет в России городов, которые мне по вкусу…». Это я иду к нашему заключительно­му вопросу: что для вас значит Белгород сегодня?

Сегодня это родной город, я счастлив, что живу здесь. На тот момент я был молодым парнем, мне хотелось эмоций, больших и шумных городов, но теперь я знаю, что намного приятнее себя ощущать вот в таком городе, здесь растить своих детей, работать. Сколько есть сил, буду стараться на благо Белгорода.

Беседовала Елена ТРИЩЕНКО

Тарас Хтей: «Каждый раз ты должен доказывать, что достоин стоять на площадке»Смотрите на телеканале «Белгород 24» программу «Жить в Белгороде». Ее герои — люди, чьи имена на слуху. Мы говорим о жизни со всеми ее красками.

Каждую пятницу на «Белгород 24», в 20:50