Warning: Undefined array key 1 in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 86
Музыка
В этом концертном сезоне филармония отмечает полувековой юбилей
> Белгородскую государственную филармонию сегодня знают все. Порой на концерты белгородских артистов сложно найти билеты, сюда приезжают звёзды мировой величины. Но всегда ли было так? Какой была филармония 50, 40, 30 лет тому назад? Мы хотим вам рассказать об этом, а поможет нам Иван Григорьевич Трунов, человек, чья судьба неразрывно связана с филармонией с 1975 года.
Истоки
Белгородская государственная филармония, как и многие российские филармонии, выросла из концертно-эстрадного бюро, основной задачей которого был прокат гастролеров. В конце 1966 года представители облисполкома Белгородской области обратились в Министерство культуры с ходатайством реорганизовать концертно-эстрадное бюро в областную филармонию. И 15 декабря 1966 года эстрадно-концертное бюро было перепрофилировано в Белгородскую областную филармонию.
Ивана Григорьевича пригласили на должность художественного руководителя в 1975-м. На тот момент успешный преподаватель музыкального училища, он долго сопротивлялся, не желая браться за дело, в котором, казалось, не было никаких перспектив. Сложно представить, что было бы с филармонией, не сумей руководство области его тогда уговорить.
• «То, что называлось филармонией, тогда размещалось в здании старого пивзавода. По сути это были развалины. В первую же зиму у нас разорвало трубы. Всю зиму мы просидели в полушубках и с обогревателями. Щиток не выдерживал. Пожарные у нас были частыми гостями. Филармония в то время состояла из бухгалтерии, кабинета директора, кабинета художественного руководителя и репетиционной, в которой и репетировать—то некому было. Существовала одна концертная бригада из лектора—музыковеда (она же концертмейстер), певца и чтеца. Всё пришлось строить с нуля».
Баян в филармонии появился с приездом двух артистов из Казахстана: баяниста и оперной певицы. Иван Григорьевич брал их практически вслепую, устроив прослушивание по телефону. И не ошибся. Большим подспорьем для филармонии были артисты, которые ездили в Белгород из Харькова. Прямо с электрички они бежали на репетиции и концерты. Благо, электрички ходили по 8 раз в день и ехать нужно было всего час.
Постепенно в 1976 году была сформирована первая лекторийная бригада. Всё началось с концертов по предприятиям и колхозам. Небольшая группа артистов выступала перед рабочими белгородских заводов. Но этого было мало. Основная задача филармонии была — нести просвещение, и эта мысль не покидала худрука, нужно было двигаться дальше.
• «Я сразу подумал, что надо что—то сделать для детей. Мы сделали программу из фрагментов детской оперы «Красная шапочка». Получилось прилично, мне самому понравилось. И я пошёл в городской отдел образования к начальнику Ивану Михайловичу Волошенко. После долгих уговоров нам разрешили выступить перед директорами школ. Помню, нас тогда поставили в жёсткие условия: нужно было уложиться в полчаса, а презентовать мы хотели две программы, для детей и для взрослых. Мы представили обе программы. С тех пор мы начали выступать с абонементом по школам».
В 80-е в филармонии появились талантливые солисты (инструменталисты и вокалисты), развивалось эстрадное направление.
• «Тогда мы очень много ездили по районам. Артисты выступали не только в клубах, но и на фермах, на токах, прямо в полях для трактористов. У наших артистов был настрой: «Где бы ты ни пел — выступай так, будто ты в Большом театре». Успех был большой, порой давали до восьми концертов в день. Об артистах филармонии говорили во всей области».
Оттепель девяностых
В 1993 году губернатором стал Евгений Степанович Савченко.
• «Мы размещались в помещении, где сейчас находится городское управление культуры. Там не было никаких условий. Как—то я возле художественного музея встретил начальника управления культуры области Андрея Кулабухова, который шёл с новым главой администрации области Евгением Савченко. Нас познакомили. И я тогда сказал: «Андрей Владимирович, знаете, если глава администрации в первый день своей работы идёт в музей, значит, с культурой в области будет всё хорошо».
Слова оказались пророческими. Начался новый этап в жизни культуры области и белгородской филармонии в частности.
В 1992 году из Белгородского центра музыкального искусства (он в те годы размещался в ДК «Юбилейный») в филармонию перешёл камерный оркестр. И Иван Григорьевич решил… сделать из него симфонический!
Конечно, выступать большому коллективу тогда было негде, но худрук не сдавался. Он отправился к начальству и попросил для выступлений новоиспечённого симфонического оркестра ни много ни мало — Овальный зал областной администрации. И получил согласие! В конце 1993 года был дан первый концерт симфонического оркестра.
Достаточно долгое время концерты филармонии проходили в Овальном зале. Именно с ним связано множество важных достижений филармонии.
В 1995 году филармония получила в подарок от администрации области рояль «Стейнвей». На презентации в сопровождении белгородского симфонического оркестра на рояле всемирно известной фирмы играл один из самых блестящих представителей русской фортепианной школы Николай Петров.
Конец скитаниям!
В 2004-м у филармонии появилось своё помещение — бывшее здание ДК железнодорожников. Правда, с наследством. В помещении оставалась библиотека, коллективы ДК. Да и, честно говоря, само помещение было непригодно для того, чтобы полноценно вести в нём концертную деятельность: протекала крыша, сыпалась штукатурка и обои.
В 2009 году в связи с закрытием Центра музыкального искусства четыре крупных коллектива перешли в филармонию: духовой оркестр, оркестр народных инструментов, камерный хор. Понадобилось время и много усилий, чтобы они превратились в высокопрофессиональные коллективы, чьи концерты сегодня на сцене филармонии проходят с аншлагами.
• «Когда к нам перешёл духовой оркестр, я поставил перед главным дирижёром Юрием Меркуловым задачу создать не просто оркестр, который сопровождает различные мероприятия и церемонии, а концертный духовой оркестр, способный выступать в концертном зале. Мы обновили инструменты, расширили состав. Сейчас коллектив творит фантастические вещи. В нашем оркестре играют пять флейт! Он иногда звучит как симфонический».
…до органа
«Однажды я принёс Евгению Степановичу проспекты органов. Он просмотрел и выразил сомнение, говорит это не наша культура. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Евгений Степанович побывал в Германии по деловым вопросам и увидел орган, услышал его звучание. Мечта об инструменте развивалась, и в итоге он появился в новом доме филармонии».
Кстати, о новом здании. Распахнуло оно двери в 2010 году. Задача построить красивейшее здание в Белгороде была выполнена! Сегодня филармония — одна из главных достопримечательностей города, это настоящий храм музыки. Удивительно, как много ступеней нужно было преодолеть, чтобы вырасти от каморки с прорванной батареей до самого красивого здания Белгорода.
На открытии нового здания Евгений Савченко в шутку сравнил Ивана Трунова с библейским Моисеем, который водил своих последователей по пустыне и, в конце концов, привёл к благодатной земле.
Юбилей филармония отпразднует 15 декабря. В этот день можно будет услышать и увидеть выступления коллективов и увидеть выставку, рассказывающую о её истории.
Алина БОРИСЕНКО
ФОТО ИЗ АРХИВА ФИЛАРМОНИИ