Ночь после снегопада

Ночь после снегопадаГорячая тема

Наш корреспондент своими глазами увидел, как идет круглосуточная уборка улиц от снега

Понедельник. Соборная площадь. 22 часа. На термометре минус десять, а к ночи синоптики обещают до минус пятнадцати. Зато стих ветер и прекратил идти валивший с утра снег. Кажется, что почти тепло. Хотя это только на пару минут. Потом невообразимо хочется спрятаться в теплой машине и не выходить оттуда. На площади безостановочно работает техника. Вывозят, в основном, свежеубранный снег. И только белые холмы, расставленные кое-где в почти геометрическом порядке, напоминают о бушевавшей днем стихии.

В ночь мы уезжаем вместе с дежурным мастером управления «Белгорблагоу-стройство» Виталием Шаховым. Виталий свое дело знает.

— Сейчас в городе работают 83 единицы снегоуборочной техники и 112 человек, -рапортует нам он с ходу. — Основная сне­гоуборочная техника идет по шести марш­рутам. В каждой колонне по семь-восемь машин. Меньше нельзя, если 2-3, то снеж­ные валки другие автомобили моменталь­но разметут опять по дороге, и вся работа пойдет насмарку. Они приступили к рабо­те с восьми вечера и будут практически без остановки чистить город до восьми утра.

Мы садимся в машину и отправляемся по одному из таких маршрутов. Условно, это маршрут номер один. Его путь лежит по проспекту Богдана Хмельницкого до ро­тонды, потом назад на Красноармейскую, затем подъем в Репное и назад. И так до восьми утра. Правда, все не так просто. Мы сразу прозвали движение колонны «елкой». Потому что периодически колон­на уходит в сторону, чистит прилегающие улицы и переулки. Поэтому даже двигаю­щиеся неспешно машины сразу нагнать не получилось. Остановились у «Рио», а ма­шины, оказывается, повернули на Ячнево.

Нагнать маршрут «номер один» уда­лось возле ротонды. При этом пропустили еще одну колонну, повернувшую у ротон­ды направо.

— Это «объездники», — пояснил Виталий

Шахов. — У них задача чистить все объ­ездные магистрали. Так и кружатся вокруг Белгорода.

Пересаживаемся в головную машину маршрута. За рулем — Сергей Приступен-ко, звеньевой, как он сам отрекомендовал­ся. Работает в «Белгорблагоустройстве» уже больше десяти лет.

— Тяжелая ли работа? Нормально, при­выкли уже. Трудности? Главные создают автомобилисты. Любители, в основном. Просачиваются внутри колонны, то по­вернуть норовят, то вообще остановится и ждет чего-то. Ночью полегче, а днем с госавтоинспекцией приходится ездить.

Вопрос про соцсети, где тема снегоу­борки после метели становится чуть ли не заглавной, Сергей обходит, а вот критику (обычно незаслуженную) в реале слы­шать приходится частенько:

— Неприятно, конечно, особенно, когда от знакомых слышишь — мол, спите, не убираете вовремя. Пытаешься объяснять. Спокойно, естественно.

Вообще, тема обсуждения и осуждения работы белгородских коммунальщиков -достаточно болезненная. Только в «Бел-горблагоустройство» поступает в день снегопада по 40-50 звонков, все звонки фиксируются, не остаются без внимания, -говорит Виталий Шахов. — Большая их часть с микрорайонов ИЖС. Это улицы третьей или четвертой очереди. Доходим и туда, но, в первую очередь, задача очи­стить основные магистрали, чтобы город не остановился. В любом случае, все ста­раемся убрать максимально оперативно. По нормативам снег с основных проезжих магистралей должен быть убран в тече­ние шести часов. Потом добираемся и до остальных.

Тем временем мы уезжаем с проспекта Богдана Хмельницкого. Автомобили первого маршрута уходят красивым вее­ром на Красноармейскую, мы провожаем их с моста, пытаясь сделать эффектный снимок, а сами поворачиваем на Харьков­скую гору. Работа кипит везде. Тракторы, грейдеры попадаются нам постоянно, а на перекрестке Ватутина-Королева встреча­емся с очередной колонной. И констатиру­ем — улицы вычищены местами до ас­фальта. А кое-где (и это при, минимум, десятиградусном морозе!) уже блестят влажным антрацитовым отсветом.

Наши спутники поясняют, что это ре­зультат работы песко-соляной смеси (при температуре около минус десяти — 50 про­центов соли и пятьдесят песка), и если ас­фальт влажный, то это очень хорошо — на­леди наутро не будет.

Ночь после снегопадаДальше едем быстрее, ведь теперь мы не связаны с определенным маршрутом. Внизу нового моста также кипит работа. Снег убирается уже с обочин. Техники за­действовано здесь немало — место бой­кое. Даже сейчас ночью (а стрелки часов уже прилично перевалили за полночь), автомобили стремглав проносятся вниз и вверх. Снег увозят и с бордюров и с газо­нов. Это на случай уже следующего сне­гопада, чтобы, если что, было куда опера­тивно убрать снег с дороги. Но пока что с неба срываются только легкие снежинки, а столбик термометра по ощущениям не­уклонно ползет вниз.

Мы возвращаемся в центр. На про­спекте Славы, рядом с магазином «Кули­нария», видим уже заключительную часть снегоуборочного процесса. Белую массу собрали в кучи еще днем. Сейчас их гру­зят в самосвалы, которые скоро отвезут снег туда, где ему положено находиться до состояния таяния.

Для нас ночь заканчивается, а для ра­ботников «Белгорблагоустройства» про­должается.

— Интересная у вас работа, — говорят нам на прощание сопровождающие.

— Да нет, это у вас интересная,- не со­глашаемся мы.

И на этом расстаемся. Одни (то есть мы) едут успеть захватить для сна хоть несколько предрассветных часов, а дру­гие остаются работать, как минимум, до восьми. Для того, чтобы утром город даже и не заметил, что на него накануне обру­шился снегопад, и спокойно отправился по делам.

Вторник. Утро. Минус четырнадцать, солнце и чистые, порой до асфальта, городские магистрали. О том, чего стоит такая чистота, знают немногие. Вы теперь тоже в их числе.

Андрей ЮДИН

ФОТО АВТОРА